Положение об оказании логопедической помощи от 15.11.2021г № 130

1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение об оказании логопедической помощи (далее - Положение)
разработано для Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
детского сада № 421 (далее - Учреждение) на основании Распоряжения Министерства
просвещения Российской Федерации от 6 августа 2020г. № Р-75 «Об утверждении примерного
Положения об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих
образовательную деятельность».
1.2. Положение регламентирует деятельность Учреждения в части оказания логопедической
помощи обучающимся, имеющим нарушения устной речи и трудности в освоении ими основных
общеобразовательных программ (в том числе адаптированных) (далее обучающиеся).
1.3. Задачами Учреждения по оказанию логопедической помощи являются:
✓ организация и проведение логопедической диагностики с целью своевременного
выявления и последующей коррекции речевых нарушений у обучающихся;
✓ организация проведения логопедических занятий с обучающимися с выявленными
нарушениями речи;
✓ организация пропедевтической логопедической работы с обучающимися по
предупреждению возникновения возможных нарушений в развитии речи, включая
разработку конкретных рекомендаций обучающимся, их родителям (законным
представителям), педагогическим работникам;
✓ консультирование участников образовательных отношений по вопросам организации и
содержания логопедической работы с обучающимися.
2. Порядок оказания логопедической помощи в Учреждении
2.1. При оказании логопедической помощи Учреждением ведется документация согласно
приложению 1 к Положению.
Срок и порядок хранения документов определяется номенклатурой дел Учреждения.
Рекомендуемый срок хранения документов составляет не менее трех лет с момента
завершения оказания логопедической помощи.
2.2. Количество штатных единиц учителей-логопедов определяется штатным
расписанием Учреждения, исходя из:
1) количества обучающихся, имеющих заключение психолого-медико-педагогической
комиссии (далее - ПМПК) с рекомендациями об обучении по адаптированной основной
образовательной программе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
(тяжелыми нарушениями речи) (далее - ОВЗ) из рекомендуемого расчета 1 штатная единица
учителя-логопеда на 10 указанных обучающихся;
2) количества обучающихся, имеющих заключение психолого-педагогического
консилиума (далее - ППк) и (или) ПМПК с рекомендациями об оказании психологопедагогической помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных
общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации (проведении коррекционных
занятий с учителем- логопедом) из рекомендуемого расчета 1 штатная единица учителя-логопеда
на 25 таких обучающихся.

2.3. Логопедическая помощь осуществляется на основании личного заявления родителей
(законных представителей) и (или) согласия родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся (приложения № 2 и № 3 к Положению).
2.4. Логопедическая диагностика осуществляется не менее двух раз в год, включая входное и
контрольное диагностические мероприятия, продолжительностью не менее 15 календарных дней
каждое.
Входное и контрольное диагностические мероприятия подразумевают проведение общего
срезового обследования обучающихся, обследование обучающихся по запросу родителей
(законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, педагогических работников,
углубленное обследование обучающихся, имеющих нарушения устной речи и получающих
логопедическую помощь с целью составления или уточнения плана коррекционной работы
учителя-логопеда и другие варианты диагностики, уточняющие речевой статус обучающегося.
По запросу педагогических работников возможна организация внеплановых диагностических
мер в отношении обучающихся, демонстрирующих признаки нарушения устной речи. В случае
инициации внеплановых диагностических мероприятий педагогическим работником, им должна
быть подготовлена педагогическая характеристика (приложение № 4 к Положению)
обучающегося, демонстрирующего признаки нарушения устной речи, и оформлено обращение к
учителю-логопеду. После получения обращения учитель-логопед проводит диагностические
мероприятия с учетом пункта 2.3. Положения.
2.5. Списочный состав обучающихся, нуждающихся в получении логопедической помощи,
формируется на основании результатов логопедической диагностики с учетом выраженности
речевого нарушения обучающегося, рекомендаций ПМПК, ППк.
Зачисление обучающихся на логопедические занятия может производиться в течение всего
учебного года.
Отчисление обучающихся с логопедических занятий осуществляется по мере преодоления
речевых нарушений, компенсации речевых особенностей конкретного ребенка.
Зачисление на логопедические занятия обучающихся, нуждающихся в получении
логопедической помощи, и их отчисление осуществляется на основании распорядительного акта
должностного лица, исполняющего обязанности заведующего Учреждения (далее - заведующий)
при наличии личного заявления родителей (законных представителей).
2.6. Логопедические занятия с обучающимися проводятся в индивидуальной и (или)
групповой/подгрупповой формах. Количество и периодичность групповых/подгрупповых и
индивидуальных занятий определяется учителем- логопедом с учетом выраженности речевого
нарушения обучающегося, рекомендаций ПМПК, ППк.
2.7. Логопедические занятия с обучающимися проводятся с учетом режима работы
Учреждения.
2.8. Содержание коррекционной работы с обучающимися определяется учителем-логопедом
на основании рекомендаций ПМПК, ППк и результатов логопедической диагностики.
2.9. Логопедические занятия должны проводиться в помещениях, оборудованных с учетом
особых образовательных потребностей обучающихся и состояния их здоровья и отвечающих
санитарно-гигиеническим требованиям, предъявляемым к данным помещениям (приложение №
5 к Положению).

2.10. В рабочее время учителя-логопеда включается непосредственно педагогическая работа с
обучающими из расчета 20 часов в неделю за ставку заработной платы, а также другая
педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или)
индивидуальным планом, - методическая, подготовительная, организационная и иная.
2.11. Консультативная деятельность учителя-логопеда заключается в формировании единой
стратегии эффективного преодоления речевых особенностей, обучающихся при совместной
работе всех участников образовательного процесса (административных и педагогических
работников Учреждения, родителей (законных представителей), которая предполагает
информирование о задачах, специфике, особенностях организации коррекционно-развивающей
работы учителя-логопеда с обучающимся.
Консультативная деятельность осуществляется через организацию:
✓ индивидуального и группового консультирования родителей (законных представителей),
педагогических и руководящих работников Учреждения;
✓ информационных стендов.
3. Логопедическая помощь при освоении образовательных программ дошкольного
образования
3.1. Содержание и формы деятельности учителя-логопеда по оказанию помощи детям,
испытывающим трудности в освоении образовательных программ дошкольного образования,
определяются с учетом локальных нормативных актов Учреждения.
3.2. На логопедические занятия зачисляются воспитанники групп любой направленности,
разновозрастных групп, дети, осваивающие образовательные программы дошкольного
образования (в том числе адаптированные) и нуждающиеся в длительном лечении, а также детиинвалиды, которые по состоянию здоровья не могут посещать Учреждение, получающие
образование на дому, в медицинских организациях или в форме семейного образования,
имеющие нарушения в развитии устной речи.
3.3. Рекомендуемая периодичность проведения логопедических занятий:
1) для воспитанников с ОВЗ, имеющих заключение ПМПК с рекомендацией об обучении по
адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования, определяется
выраженностью речевого нарушения, и требованиями адаптированной основной
образовательной программы и составляет не менее двух логопедических занятий в неделю (в
форме групповых/подгрупповых и индивидуальных занятий);
2) для воспитанников, имеющих заключение ППк и (или) ПМПК с рекомендациями об
оказании психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим трудности в
освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации
(проведении коррекционных занятий с учителем-логопедом), определяется выраженностью
речевого нарушения и составляет не менее двух логопедических занятий в неделю (в форме
групповых/ подгрупповых и индивидуальных занятий).
3.4. Организация логопедической помощи детям раннего возраста осуществляется в форме
консультирования родителей (законных представителей) по вопросам организации деятельности
их ребенка, создания развивающей предметно-пространственной среды и обеспечения
социальной ситуации развития.

3.5. Продолжительность логопедических занятий определяется в соответствии с санитарноэпидемиологическими требованиями и составляет: для детей от 3 до 4-х лет - не более 15 мин;
для детей от 4-х до 5-ти лет - не более 20 мин; для детей от 5 до 6-ти лет - не более 25 мин; для
детей от 6-ти до 7-ми лет — не более 30 мин.
3.6. Предельная наполняемость групповых/подгрупповых занятий:
1) для воспитанников с ОВЗ, имеющих заключение ПМПК с рекомендациями об обучении по
адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования – не более 10
человек;
2) для воспитанников, имеющих заключение ППк и (или) ПМПК с рекомендациями об
оказании психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим трудности в
освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации,
(проведении коррекционных занятий с учителем- логопедом) - не более 12 человек.

Приложение № 1
Документация Учреждения при оказании логопедической помощи
1. Программы и/или планы логопедической работы.
2. Годовой план работы учителя-логопеда (учителей-логопедов).
3. Расписание занятий учителей-логопедов.
4. Индивидуальные карты речевого развития обучающихся, получающих логопедическую
помощь.
5. Журнал учета посещаемости логопедических занятий.
6. Отчетная документация по результатам логопедической работы.

Приложение № 2
Заведующему МБДОУ детского сада № 421
Бедриной Е.В.
от ______________________________________
(Ф.И.О. родителя (законного представителя)

Согласие родителя (законного представителя) обучающегося
на проведение логопедической диагностики обучающегося
Я___________________________________________________________________________
ФИО родителя (законного представителя) обучающегося

являясь родителем (законным представителем) или законным представителем (нужное подчеркнуть)
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
(ФИО, группа, в которой обучается обучающийся, дата (дд.мм.гг.) рождения)

выражаю согласие на проведение логопедической диагностики моего ребенка.
«______»__________ 20____ г.

/___________/ _______________________
(подпись)

(расшифровка подписи)

Приложение № 3
Заведующему МБДОУ детского сада № 421
Бедриной Е.В.
от ______________________________________
(Ф.И.О. родителя (законного представителя)

Заявление
Я____________________________________________________________________________
ФИО родителя (законного представителя) обучающегося

являясь родителем (законным представителем) или законным представителем (нужное подчеркнуть)
_____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
(ФИО, группа, в которой обучается обучающийся, дата (дд.мм.гг.) рождения)

прошу организовать для моего ребенка логопедические занятия в соответствии
рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии/ психолого-педагогического
консилиума/ учителя-логопеда (нужное подчеркнуть).

«______»__________ 20____ г.

с

/___________/ _______________________
(подпись)

(расшифровка подписи)

Приложение № 4
Педагогическая характеристика на обучающегося
(ФИО, дата рождения, группа)
Общие сведения:
✓ дата поступления в организацию, осуществляющую образовательную деятельность;
✓ образовательная программа (полное наименование);
✓ особенности организации образования:
1. в группе;
2. группа: общеразвивающей направленности, компенсирующей направленности;
3. на дому;
4. в медицинской организации;
5. в форме семейного образования.
✓ факты, способные повлиять на поведение ребенка и освоение образовательной
программы (в образовательной организации): переход из одной образовательной
организации в другую образовательную организацию (причины), перевод в состав
другой группы, смена воспитателя (однократная, повторная), межличностные
конфликты в среде сверстников; конфликт семьи с организацией, осуществляющей
образовательную деятельность, обучение на дому, наличие частых, хронических
заболеваний или пропусков занятий и др.;
✓ состав семьи (перечислить, с кем проживает ребенок – родственные отношения и
количество детей/взрослых);
✓ трудности, переживаемые в семье.
Информация об условиях и результатах образования ребенка в организации, осуществляющей
образовательную деятельность:
1. Динамика освоения программного материала:
✓ учебно-методический комплект, по которому обучается ребенок (авторы или
название);
✓ для обучающегося по образовательной программе дошкольного образования:
достижение целевых ориентиров (в соответствии с годом обучения)): (фактически
отсутствует, крайне незначительна, невысокая, неравномерная).
2. Особенности, влияющие на результативность обучения: мотивация к обучению
(фактически не проявляется, недостаточная, нестабильная), сензитивностъ в отношениях
с педагогами в образовательной деятельности (на критику обижается, дает аффективную
вспышку протеста, прекращает деятельность, фактически не реагирует, другое), качество
деятельности при этом (ухудшается, остается без изменений, снижается), эмоциональная
напряженность при необходимости публичного ответа и пр. (высокая, неравномерная,
нестабильная, не выявляется), истощаемость (высокая, с очевидным снижением качества
деятельности и пр., умеренная, незначительная) и др.
3. Отношение семьи к трудностям ребенка (от игнорирования до готовности к
сотрудничеству), наличие других родственников или близких людей, пытающихся оказать

поддержку, факты дополнительных (оплачиваемых родителями (законными представителями))
занятий с ребенком (занятия с логопедом, дефектологом, психологом).
4.
Получаемая
коррекционно-развивающая,
психолого-педагогическая
помощь
(конкретизировать); (занятия с логопедом, дефектологом, психологом – указать длительность,
т.е. когда начались /закончились занятия).

Вывод об имеющихся признаках нарушения устной речи, являющихся причиной
обращения к специалистам логопедической службы.
Приложения к характеристике (результаты мониторинга освоения образовательной программы
и другое).
«___»__________20
г
/_______________/__________________________

Учитель-логопед, принявший обращение:
________________________________________________________________________________
(указать ФИО, должность)

Результат обращения:
_________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________

«_____»___________ 20____ г. /________________ /___________________________________

Приложение № 5
Рекомендации по оснащению помещений для логопедических занятий
При оснащении помещений для логопедических занятий с детьми, испытывающим трудности
в освоении образовательных программ дошкольного образования, рекомендуется
предусматривать рабочую зону учителя-логопеда, зону коррекционно-развивающих занятий и
игровую зону.
В рабочей зоне учителя-логопеда рекомендуется размещать мебель для ведения
профессиональной документации, хранения дидактического материала и консультирования
педагогов и родителей (законных представителей) детей; рабочая зона учителя-логопеда
рекомендуется оборудовать рабочим местом, канцелярией, офисной оргтехникой.
Зону коррекционно-развивающих занятий рекомендуется оборудовать приборами
дополнительного освещения, настенным зеркалом, дидактическими играми, передвижной
детской мебелью для планирования учебного пространства в зависимости от возрастных,
психофизических и речевых потребностей детей.
При оснащении игровой зоны рекомендуется предусматривать полифункциональное,
многопрофильное модульное оборудование, направленное на максимальное раскрытие
коммуникативных, сенсомоторных и творческих возможностей детей.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».