1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение об оказании логопедической помощи (далее - Положение) разработано для Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 421 (далее - Учреждение) на основании Распоряжения Министерства просвещения Российской Федерации от 6 августа 2020г. № Р-75 «Об утверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность». 1.2. Положение регламентирует деятельность Учреждения в части оказания логопедической помощи обучающимся, имеющим нарушения устной речи и трудности в освоении ими основных общеобразовательных программ (в том числе адаптированных) (далее обучающиеся). 1.3. Задачами Учреждения по оказанию логопедической помощи являются: ✓ организация и проведение логопедической диагностики с целью своевременного выявления и последующей коррекции речевых нарушений у обучающихся; ✓ организация проведения логопедических занятий с обучающимися с выявленными нарушениями речи; ✓ организация пропедевтической логопедической работы с обучающимися по предупреждению возникновения возможных нарушений в развитии речи, включая разработку конкретных рекомендаций обучающимся, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам; ✓ консультирование участников образовательных отношений по вопросам организации и содержания логопедической работы с обучающимися. 2. Порядок оказания логопедической помощи в Учреждении 2.1. При оказании логопедической помощи Учреждением ведется документация согласно приложению 1 к Положению. Срок и порядок хранения документов определяется номенклатурой дел Учреждения. Рекомендуемый срок хранения документов составляет не менее трех лет с момента завершения оказания логопедической помощи. 2.2. Количество штатных единиц учителей-логопедов определяется штатным расписанием Учреждения, исходя из: 1) количества обучающихся, имеющих заключение психолого-медико-педагогической комиссии (далее - ПМПК) с рекомендациями об обучении по адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (тяжелыми нарушениями речи) (далее - ОВЗ) из рекомендуемого расчета 1 штатная единица учителя-логопеда на 10 указанных обучающихся; 2) количества обучающихся, имеющих заключение психолого-педагогического консилиума (далее - ППк) и (или) ПМПК с рекомендациями об оказании психологопедагогической помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации (проведении коррекционных занятий с учителем- логопедом) из рекомендуемого расчета 1 штатная единица учителя-логопеда на 25 таких обучающихся. 2.3. Логопедическая помощь осуществляется на основании личного заявления родителей (законных представителей) и (или) согласия родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся (приложения № 2 и № 3 к Положению). 2.4. Логопедическая диагностика осуществляется не менее двух раз в год, включая входное и контрольное диагностические мероприятия, продолжительностью не менее 15 календарных дней каждое. Входное и контрольное диагностические мероприятия подразумевают проведение общего срезового обследования обучающихся, обследование обучающихся по запросу родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, педагогических работников, углубленное обследование обучающихся, имеющих нарушения устной речи и получающих логопедическую помощь с целью составления или уточнения плана коррекционной работы учителя-логопеда и другие варианты диагностики, уточняющие речевой статус обучающегося. По запросу педагогических работников возможна организация внеплановых диагностических мер в отношении обучающихся, демонстрирующих признаки нарушения устной речи. В случае инициации внеплановых диагностических мероприятий педагогическим работником, им должна быть подготовлена педагогическая характеристика (приложение № 4 к Положению) обучающегося, демонстрирующего признаки нарушения устной речи, и оформлено обращение к учителю-логопеду. После получения обращения учитель-логопед проводит диагностические мероприятия с учетом пункта 2.3. Положения. 2.5. Списочный состав обучающихся, нуждающихся в получении логопедической помощи, формируется на основании результатов логопедической диагностики с учетом выраженности речевого нарушения обучающегося, рекомендаций ПМПК, ППк. Зачисление обучающихся на логопедические занятия может производиться в течение всего учебного года. Отчисление обучающихся с логопедических занятий осуществляется по мере преодоления речевых нарушений, компенсации речевых особенностей конкретного ребенка. Зачисление на логопедические занятия обучающихся, нуждающихся в получении логопедической помощи, и их отчисление осуществляется на основании распорядительного акта должностного лица, исполняющего обязанности заведующего Учреждения (далее - заведующий) при наличии личного заявления родителей (законных представителей). 2.6. Логопедические занятия с обучающимися проводятся в индивидуальной и (или) групповой/подгрупповой формах. Количество и периодичность групповых/подгрупповых и индивидуальных занятий определяется учителем- логопедом с учетом выраженности речевого нарушения обучающегося, рекомендаций ПМПК, ППк. 2.7. Логопедические занятия с обучающимися проводятся с учетом режима работы Учреждения. 2.8. Содержание коррекционной работы с обучающимися определяется учителем-логопедом на основании рекомендаций ПМПК, ППк и результатов логопедической диагностики. 2.9. Логопедические занятия должны проводиться в помещениях, оборудованных с учетом особых образовательных потребностей обучающихся и состояния их здоровья и отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям, предъявляемым к данным помещениям (приложение № 5 к Положению). 2.10. В рабочее время учителя-логопеда включается непосредственно педагогическая работа с обучающими из расчета 20 часов в неделю за ставку заработной платы, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, - методическая, подготовительная, организационная и иная. 2.11. Консультативная деятельность учителя-логопеда заключается в формировании единой стратегии эффективного преодоления речевых особенностей, обучающихся при совместной работе всех участников образовательного процесса (административных и педагогических работников Учреждения, родителей (законных представителей), которая предполагает информирование о задачах, специфике, особенностях организации коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с обучающимся. Консультативная деятельность осуществляется через организацию: ✓ индивидуального и группового консультирования родителей (законных представителей), педагогических и руководящих работников Учреждения; ✓ информационных стендов. 3. Логопедическая помощь при освоении образовательных программ дошкольного образования 3.1. Содержание и формы деятельности учителя-логопеда по оказанию помощи детям, испытывающим трудности в освоении образовательных программ дошкольного образования, определяются с учетом локальных нормативных актов Учреждения. 3.2. На логопедические занятия зачисляются воспитанники групп любой направленности, разновозрастных групп, дети, осваивающие образовательные программы дошкольного образования (в том числе адаптированные) и нуждающиеся в длительном лечении, а также детиинвалиды, которые по состоянию здоровья не могут посещать Учреждение, получающие образование на дому, в медицинских организациях или в форме семейного образования, имеющие нарушения в развитии устной речи. 3.3. Рекомендуемая периодичность проведения логопедических занятий: 1) для воспитанников с ОВЗ, имеющих заключение ПМПК с рекомендацией об обучении по адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования, определяется выраженностью речевого нарушения, и требованиями адаптированной основной образовательной программы и составляет не менее двух логопедических занятий в неделю (в форме групповых/подгрупповых и индивидуальных занятий); 2) для воспитанников, имеющих заключение ППк и (или) ПМПК с рекомендациями об оказании психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации (проведении коррекционных занятий с учителем-логопедом), определяется выраженностью речевого нарушения и составляет не менее двух логопедических занятий в неделю (в форме групповых/ подгрупповых и индивидуальных занятий). 3.4. Организация логопедической помощи детям раннего возраста осуществляется в форме консультирования родителей (законных представителей) по вопросам организации деятельности их ребенка, создания развивающей предметно-пространственной среды и обеспечения социальной ситуации развития. 3.5. Продолжительность логопедических занятий определяется в соответствии с санитарноэпидемиологическими требованиями и составляет: для детей от 3 до 4-х лет - не более 15 мин; для детей от 4-х до 5-ти лет - не более 20 мин; для детей от 5 до 6-ти лет - не более 25 мин; для детей от 6-ти до 7-ми лет — не более 30 мин. 3.6. Предельная наполняемость групповых/подгрупповых занятий: 1) для воспитанников с ОВЗ, имеющих заключение ПМПК с рекомендациями об обучении по адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования – не более 10 человек; 2) для воспитанников, имеющих заключение ППк и (или) ПМПК с рекомендациями об оказании психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, (проведении коррекционных занятий с учителем- логопедом) - не более 12 человек. Приложение № 1 Документация Учреждения при оказании логопедической помощи 1. Программы и/или планы логопедической работы. 2. Годовой план работы учителя-логопеда (учителей-логопедов). 3. Расписание занятий учителей-логопедов. 4. Индивидуальные карты речевого развития обучающихся, получающих логопедическую помощь. 5. Журнал учета посещаемости логопедических занятий. 6. Отчетная документация по результатам логопедической работы. Приложение № 2 Заведующему МБДОУ детского сада № 421 Бедриной Е.В. от ______________________________________ (Ф.И.О. родителя (законного представителя) Согласие родителя (законного представителя) обучающегося на проведение логопедической диагностики обучающегося Я___________________________________________________________________________ ФИО родителя (законного представителя) обучающегося являясь родителем (законным представителем) или законным представителем (нужное подчеркнуть) _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ (ФИО, группа, в которой обучается обучающийся, дата (дд.мм.гг.) рождения) выражаю согласие на проведение логопедической диагностики моего ребенка. «______»__________ 20____ г. /___________/ _______________________ (подпись) (расшифровка подписи) Приложение № 3 Заведующему МБДОУ детского сада № 421 Бедриной Е.В. от ______________________________________ (Ф.И.О. родителя (законного представителя) Заявление Я____________________________________________________________________________ ФИО родителя (законного представителя) обучающегося являясь родителем (законным представителем) или законным представителем (нужное подчеркнуть) _____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ (ФИО, группа, в которой обучается обучающийся, дата (дд.мм.гг.) рождения) прошу организовать для моего ребенка логопедические занятия в соответствии рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии/ психолого-педагогического консилиума/ учителя-логопеда (нужное подчеркнуть). «______»__________ 20____ г. с /___________/ _______________________ (подпись) (расшифровка подписи) Приложение № 4 Педагогическая характеристика на обучающегося (ФИО, дата рождения, группа) Общие сведения: ✓ дата поступления в организацию, осуществляющую образовательную деятельность; ✓ образовательная программа (полное наименование); ✓ особенности организации образования: 1. в группе; 2. группа: общеразвивающей направленности, компенсирующей направленности; 3. на дому; 4. в медицинской организации; 5. в форме семейного образования. ✓ факты, способные повлиять на поведение ребенка и освоение образовательной программы (в образовательной организации): переход из одной образовательной организации в другую образовательную организацию (причины), перевод в состав другой группы, смена воспитателя (однократная, повторная), межличностные конфликты в среде сверстников; конфликт семьи с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, обучение на дому, наличие частых, хронических заболеваний или пропусков занятий и др.; ✓ состав семьи (перечислить, с кем проживает ребенок – родственные отношения и количество детей/взрослых); ✓ трудности, переживаемые в семье. Информация об условиях и результатах образования ребенка в организации, осуществляющей образовательную деятельность: 1. Динамика освоения программного материала: ✓ учебно-методический комплект, по которому обучается ребенок (авторы или название); ✓ для обучающегося по образовательной программе дошкольного образования: достижение целевых ориентиров (в соответствии с годом обучения)): (фактически отсутствует, крайне незначительна, невысокая, неравномерная). 2. Особенности, влияющие на результативность обучения: мотивация к обучению (фактически не проявляется, недостаточная, нестабильная), сензитивностъ в отношениях с педагогами в образовательной деятельности (на критику обижается, дает аффективную вспышку протеста, прекращает деятельность, фактически не реагирует, другое), качество деятельности при этом (ухудшается, остается без изменений, снижается), эмоциональная напряженность при необходимости публичного ответа и пр. (высокая, неравномерная, нестабильная, не выявляется), истощаемость (высокая, с очевидным снижением качества деятельности и пр., умеренная, незначительная) и др. 3. Отношение семьи к трудностям ребенка (от игнорирования до готовности к сотрудничеству), наличие других родственников или близких людей, пытающихся оказать поддержку, факты дополнительных (оплачиваемых родителями (законными представителями)) занятий с ребенком (занятия с логопедом, дефектологом, психологом). 4. Получаемая коррекционно-развивающая, психолого-педагогическая помощь (конкретизировать); (занятия с логопедом, дефектологом, психологом – указать длительность, т.е. когда начались /закончились занятия). Вывод об имеющихся признаках нарушения устной речи, являющихся причиной обращения к специалистам логопедической службы. Приложения к характеристике (результаты мониторинга освоения образовательной программы и другое). «___»__________20 г /_______________/__________________________ Учитель-логопед, принявший обращение: ________________________________________________________________________________ (указать ФИО, должность) Результат обращения: _________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ «_____»___________ 20____ г. /________________ /___________________________________ Приложение № 5 Рекомендации по оснащению помещений для логопедических занятий При оснащении помещений для логопедических занятий с детьми, испытывающим трудности в освоении образовательных программ дошкольного образования, рекомендуется предусматривать рабочую зону учителя-логопеда, зону коррекционно-развивающих занятий и игровую зону. В рабочей зоне учителя-логопеда рекомендуется размещать мебель для ведения профессиональной документации, хранения дидактического материала и консультирования педагогов и родителей (законных представителей) детей; рабочая зона учителя-логопеда рекомендуется оборудовать рабочим местом, канцелярией, офисной оргтехникой. Зону коррекционно-развивающих занятий рекомендуется оборудовать приборами дополнительного освещения, настенным зеркалом, дидактическими играми, передвижной детской мебелью для планирования учебного пространства в зависимости от возрастных, психофизических и речевых потребностей детей. При оснащении игровой зоны рекомендуется предусматривать полифункциональное, многопрофильное модульное оборудование, направленное на максимальное раскрытие коммуникативных, сенсомоторных и творческих возможностей детей.