Авторы – составители: Малюгина Наталья Ивановна, заместитель заведующего МБДОУ детского сада № 421 2 Содержание 1. 1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 1.6 1.7 1.8 Пояснительная записка………………………………………………………3 Направленность программы………………………………………………………3 Новизна и отличительные особенности………………………………………….4 Актуальность……………………………………………………………………….4 Педагогическая целесообразность………………………………………………...5 Цель программы……………………………………………………………………5 Задачи программы (обучающие, развивающие, воспитательные)……………...5 Возраст, количество обучающихся (оптимальное количество детей в группе).6 Срок реализации программы, общая продолжительность обучения……………6 2. Формы занятий (теоретические, игровые, практические и т.п.)………………..6 3. Режим занятий ……………………………………………………………………….7 4. Ожидаемые результаты и способы определения результативности……………………………………………………………………….7 5. Механизм оценивания полученных знаний, сформированных умений и практических навыков у обучающихся………………………………………….….9 6. Формы проведения итогов реализации программы…………………………..13 7. Учебно-тематический план………………………………………………………..14 8. Содержание программы (содержание учебно-тематического плана)……………………………………………………………………………………15 9. Календарный учебный график…………………………………………………...18 10. Методическое обеспечение (помещение, техническое оснащение, специальное оборудование, пособия, дидактические материалы, список методических материалов, список литературы для обучающихся и родителей, список литературы для педагога)……………………………………………………………..21 11. Список литературы……………………………………………………………….22 3 1. Пояснительная записка Достижения естественных наук и техники является частью мирового наследия человечества, составляют основу современной цивилизации и благосостояния будущего людей. Каждая из наук имеет свой предмет изучения, однако объединяет их одно – основой и доказательством любой научной гипотезы и теории является исследовательская деятельность, эксперимент. С введением Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155), исследовательская деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии. Именно исследовательская деятельность, экспериментирование помогает выпускнику ДОУ соответствовать требованиям ФГОС, согласно которым, он будет обладать такими качествами как: любознательность, активность, умение ставить гипотезу, провести ее экспериментальную проверку, проанализировать повторяемость наблюдений и полученных результатов, оценить существующие теории и, быть может, создать новые – все это формирует не только исследовательское мышление, но и наблюдательность, любознательность и открытость новому знанию. Метод экспериментирования один из эффективных методов познания закономерностей, явлений и становления основ культурного познания ребёнком окружающего мира. Достоинством этого метода является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и накопления умственных умений. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах окружающего мира. 3нания, полученные в результате собственного экспериментирования, исследовательского поиска, значительно прочнее тех, что получены репродуктивным путем. Чем разнообразнее и интереснее эксперименты, поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. 1.1 Направленность программы Программа дополнительного образования «Маленький исследователь» носит естественно-научную направленность, которая определена особой актуальностью исследовательской деятельности, познавательного развития дошкольников в современных условиях. 1.2 Новизна и отличительные особенности Новизна программы состоит в том, что разработана и апробирована система экспериментально-исследовательской деятельности как источник самостоятельного познания мира обучающимися. 4 Отличительной особенностью данной дополнительной образовательной программы от уже существующих является включение исторического материала, интеграция естественных наук в рамках изучаемых разделов, организация разнообразных игр, наблюдений, использование ИТК, экологических инсценировок, экспериментальной, исследовательской и трудовой деятельности, а также организация познавательного развивающего общения обучающихся. 1.3 Актуальность Актуальность данной программы основывается на современных ориентирах обновления содержания образования в рамках дошкольного учреждения, а также на развитии потенциала нашей страны, подготовке подрастающего поколения к будущей профессиональной деятельности в области науки и техники. В дошкольном возрасте дети проявляют высокую мотивацию к познанию, им хочется узнать, как работает то или иное устройство, взаимосвязи в окружающем мире, удовлетворить свои потребности в новых впечатлениях. Раннее освоение базовых знаний в области естественных наук становится основой для осуществления проектной деятельности обучающимися, востребованной социумом, в более старшем возрасте. К сожалению, исследовательская деятельность, детское экспериментирование как форма деятельности используются на практике недостаточно широко. В процессе исследовательской деятельности, экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения и классификации, обобщения. Нельзя не отметить положительное влияние исследовательской и экспериментальной деятельности на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков. Исследование и экспериментирование как важнейший вид поисковой деятельности характеризуется высоким уровнем самостоятельности: ребенок сам ставит цели, сам достигает их, получая новые знания о предметах и явлениях. В процессе экспериментирования обогащается словарь детей за счет слов, обозначающих свойства объектов и явлений. Таким образом, исследовательская и экспериментальная деятельность дает детям возможность самостоятельного нахождения решения, подтверждения или опровержения собственных представлений, управления теми или иными явлениями и предметами. При этом ребенок выступает как исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения. Знания добытые самостоятельно осознанные и более прочные. 5 1.4 Педагогическая целесообразность Эффективным для овладения детьми исследовательской и экспериментальной деятельностью является технология проблемного обучения, следуя которой ребёнок сам является открывателем нового опыта. О преимуществах данной технологии говорили многие выдающиеся педагоги и психологи: Джон Дьюи, Т. В. Кудрявцев, И. Я. Лернер, А. М. Матюшкин, М. И. Махмутов, М. Н. Скаткин и многие другие. Данная программа позволит дошкольникам самостоятельно приоткрыть дверь в мир естественных наук. 1.5 Цель программы Основная цель программы: формирование и развитие познавательных интересов обучающихся через исследовательскую и экспериментальную деятельность, интеграция естественных наук. 1.6 Задачи программы Обучающие: - познакомить с основами исследовательской и экспериментальной деятельности, этапами и методами организации экспериментов и наблюдений, характерными для естественных наук; - сформировать навыки осуществления экспериментальной деятельности, использования оборудования и измерительных приборов; - сформировать организационные умения и навыки: планировать свою деятельность и осуществлять на практике планируемые экспериментальные действия, осуществлять анализ полученных результатов, сопоставляя с первоначальными гипотезами; - сформировать первичные представления об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, физических явлениях; - Способствовать формированию, расширению и углублению представлений дошкольников о воде, бумаге, воздухе, свете, песке и глине, магнитном поле. Развивающие: - развивать умения видеть проблему, искать и находить пути ее решения, вырабатывать гипотезы, классифицировать и систематизировать, делать выводы и умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи и др.; - развитие психических процессов: внимание, память, мышление (логическое, аналитическое, критическое), воображение; - развивать речь, пополнение словарного запаса; - развивать аккуратность, ответственность, последовательность; Воспитательные: 6 - сформировать устойчивый интерес к естественным наукам, любознательность, познавательную открытость; - сформировать уважительное отношение к достижениям человечества в области науки и техники; - воспитание общепринятых норм и правил взаимодействия со взрослыми и сверстниками; - способствовать воспитанию самостоятельности, активности. 1.7 Возраст, количество обучающихся Программа рассчитана на детей в возрасте от 5 до 7 лет. Численный состав группы: 6-8 детей. 1.8 Срок реализации программы, общая продолжительность обучения Программа рассчитана на 2 года обучения. 1-й год обучения – дети 5-6 лет; 2-й год обучения – дети 6-7 лет. Общая продолжительность обучения: 64 часа (1-й год – 32 часа, 2-й год – 32 часа). 2. Формы занятий Занятие осуществляется в познавательной и продуктивной формах. К познавательной форме относятся фронтальные занятия, наблюдения, рассматривание альбомов и фотографий, тематические и ситуативные беседы. К продуктивной форме относятся совместная деятельность педагога с ребенком, самостоятельная деятельность детей (групповая, парная), трудовая деятельность, опыты, игры эксперименты, развлечения. На занятиях применяются исследовательские методы обучения: - репродуктивные методы: объяснительно-иллюстративный и создание педагогом условий для формирования умений и навыков путем упражнений; - продуктивные методы: частично-поисковый или эвристический (дробление большой задачи на серию более мелких подзадач, каждая из которых шаг на пути решения проблемы) и исследовательский (путь к знанию через собственных, творческий поиск). 3. Режим занятий Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 академическому часу. Продолжительность занятий 40 минут. 4. Ожидаемые результаты и способы определения результативности 7 Ожидаемые результаты 1-го года: Предметные результаты: Обучающиеся будут: - знать названия и способы применения основного лабораторного оборудования и веществ; важнейшие понятия и свойства объектов (веществ) в рамках содержательного компонента программы; этапы построения эксперимента; правила безопасного проведения эксперимента и поведения в лаборатории; - знать физические явления, свойства воздуха, воды, света, цвета, песка, глины; - уметь самостоятельно пользоваться инструментами и приспособлениями; - проявлять поисковую активность и умение извлекать в ходе ее информацию об объекте исследования; - владеть исследовательскими умениями и навыками, проводить экспериментальную деятельность под руководством педагога. Личностные результаты: У обучающихся будут сформированы: - интерес к научным знаниям, любознательность; - уважительное отношение учащихся к достижениям человечества в области науки и техники; - навыки продуктивного взаимодействия обучающегося с другими детьми на основе совместной познавательной деятельности; - аккуратность, терпение, настойчивость в исследовательской деятельности. Метапредметные результаты: Обучающиеся разовьют свои умения в: - выявлении экспериментальной задачи (проблемы); - выработке гипотезы, классификации и систематизации; - планировании деятельности, организации научного эксперимента, анализе полученных результатов и соотнесении результатов с первоначальными гипотезами. Ожидаемые результаты 2-го года: Предметные результаты: Обучающиеся будут: 8 - знать свойства воды и света, магнита и электричества, понятия: движение, равновесие, осязание, обоняние, слух, скорость; - уметь самостоятельно действовать в соответствии с алгоритмом; - достигать результата и обозначать его с помощью условного символа; - по обозначенной цели составлять алгоритм, определяя оборудование и действие с ним; - работать с информационным источником; - объяснять причины наблюдаемых явлений или выдвигать гипотезы о них. Личностные результаты: У обучающихся будут сформированы: - эмоциональная основа устойчивого интереса к науке и технике, любознательности, познавательной открытости; - уважительное отношение учащихся к достижениям человечества в области науки и техники, достижениям российских ученых и инженеров. - развитые навыки продуктивного взаимодействия обучающегося с другими детьми на основе совместной познавательной деятельности; - аккуратность, терпение и настойчивость в познавательной деятельности. Метапредметные результаты: Обучающиеся разовьют свои умения в: - выработке гипотезы, классификации и систематизации, установлении причинно-следственных связей, выводов и умозаключений; - повышение уровня математических представлений: овладение умениями и навыками в работе со схемами и моделями, усвоение представлений о таких величинах как длина, масса; - самостоятельной работе над экспериментом, исследованием; - планировании деятельности, организации научного эксперимента, анализе полученных результатов и соотнесении результатов с первоначальными гипотезами; - создании схем, моделей и инструкций при решении учебных и познавательных задач. Способы определения результативности Степень соответствия ожидаемых и полученных результатов устанавливается на основании систематического контроля и сбора информации: - педагогическое наблюдение - беседа - тестирование - рассказы детей 9 - «Книга опытов и экспериментов» (книга, созданная в течение учебного года с фотографиями, описаниями опытов, высказываниями детей) - журнал промежуточных результатов освоения детьми программы по дополнительному образованию (данные методики Л.Н.Прохоровой «Выбор деятельности», данные уровней овладения детьми экспериментальной деятельности Ивановой А.И., индивидуальная карта формирования навыков экспериментирования). Контроль обучения реализуется в различных формах: - Текущий контроль; - Тематический контроль; - Итоговый контроль. Текущий контроль осуществляется на каждом занятии с целью установления качества и эффективности выбранных форм занятий, методов обучения и способов деятельности обучающих, а также с целью проверки усвоения обучающимися содержания программы. Текущий контроль осуществляется с помощью педагогического наблюдения, игр, бесед, индивидуальных и групповых заданий различных типов. Тематический контроль осуществляется по окончании изучения определенного раздела программы с целью установления степени усвоения обучающимися содержания программы и планирования педагогической деятельности на следующих этапах обучения, определения необходимости коррекции знаний и умений детей, повторения уже изученного материала. Тематический контроль организуется в форме образовательных игр, использующих и расширяющих основные понятия, факты, термины и определения раздела с включением задач экспериментального характера. При проведении тематического раздела при необходимости используются тестовые задания, задания проблемного и эвристического характера. Итоговый контроль осуществляется на этапе завершения обучения по данной программе и включает в себя понятия, факты, термины и определения по всему содержанию программы. Обязательной частью итогового контроля является представление обучающимися выполненных индивидуально или в небольших группах самостоятельно разработанных экспериментов, небольших исследований. 5. Механизм оценивания полученных знаний, сформированных умений и практических навыков у обучающихся Проверка знаний, умений и навыков обучаемых происходит 2 раза в год (сентябрь/май). Полученные данные заносятся в «Журнал промежуточных результатов освоения детьми программы по дополнительному образованию». На основе данных, полученных в начале года решаются следующие образовательные задачи: - индивидуализация образования (поддержка ребенка, построение его образовательной траектории в данном направлении); 10 - оптимизация работы с группой детей. Предпочитаемый вид деятельности детьми 1. 2. 3. 4. 5. 6. Цель – выявить место детского экспериментирования в предпочтениях детей, исследовать предпочитаемый вид деятельности. Для этого используется методика «Выбор деятельности», разработанная кандидатом педагогических наук Л.Н. Прохоровой. На картинках изображены дети, занимающиеся разными видами деятельности: Игровая; Чтение книг; Изобразительная; Детское экспериментирование; Труд в уголке природы; Конструирование из разных материалов. Ребенку предлагается выбрать 3 ситуации, в которой он хотел бы оказаться. Последовательно делается три выбора. Все три выбора фиксируются в протоколе цифрами 1, 2, 3. За первый выбор засчитывается 3 балла, за второй – 2 балла, за третий – 1 балл. Вывод делается по сумме выборов в целом по группе. Результаты оформляются в таблицу. Таблица 2 – Выбор деятельности № Фамилия, имя ребенка Выбор деятельности 1 2 3 4 5 6 1 2 3 4 5 6 Показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью (5-6 лет) За основу взяты сводные данные о возрастной динамике формирования навыков всех этапов экспериментирования Иванова А.И. Уровень Отношение к экспериментальной деятельности Целеполагание Планирование Реализация Рефлексия 11 Высокий Часто задаёт вопросы, пытается искать на них ответы. Делает первые попытки формулировать задачу опыта при непосредственной помощи педагога. Начинает высказывать предположения каким может быть результат опыта. Работает вместе с воспитателем, а затем под непосредственным контролем. Выполняет инструкции, содержащие 2-3 поручения одновременно. Начинает самостоятельно выполнять простейшие зарисовки. Находит и отмечает различия между объектами. Называет причины простейших наблюдаемых явлений и получившихся результатов опытов. Хорошо понимает простейшие одночленные причинноследственные связи . Средний Проявляет любопытство, задаёт первые вопросы. Понимает задачу опыта. Начинает предвидеть некоторые последствия своих действий При проведении простейших экспериментов начинает отвечать на вопрос: «Как это сделать?» К концу года начинает выполнять инструкции, содержащие 2 поручения сразу. Самостоятельно наблюдает простые опыты. Понимает простейшие одночленные цепочки причинноследственных связей. Отвечает на вопросы взрослого по теме эксперимента Низкий Желание что – то сделать выражают словами. Произносят фразу: «Я хочу сделать то – то». Предугадывает последствия некоторых своих действий, проводимых с предметами. Выполняют простейшие поручения взрослых. Отвечают на простые вопросы взрослых. Произносят фразы, свидетельствующие о понимании событий. Работают с помощью воспитателя. Он должен постоянно привлекать внимание ребёнка к наблюдаемому объекту. Показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью (6-7 лет) 12 За основу взяты сводные данные о возрастной динамике формирования навыков всех этапов экспериментирования Иванова А.И. Уровень Высокий Отношение к экспериментально й деятельности Имеет ярко выраженную потребность спрашивать у взрослых обо всём, что неизвестно.. Целеполагание Планирование Реализация Рефлексия Самостоятельно формулирует задачу, но при поддержке со стороны педагога. Принимает активное участие в планировании проведения опыта, прогнозирует результат, с помощью взрослого планирует деятельность. Выслушивает инструкции, задаёт уточняющие вопросы. Выполняет опыт под непосредственн ым контролем воспитателя. Умеет сравнивать объекты, группировать предметы и явления по нескольким признакам .Использует несколько графических способов фиксации опытов. При поддержке со стороны педагога формулирует вывод, выявляет 23 звена причинно – следственных связей. Средний Часто задаёт вопросы, пытается искать на них ответы. Делает первые попытки формулировать задачу опыта при непосредственн ой помощи педагога. Начинает высказывать предположения каким может быть результат опыта. Работает вместе с воспитателем, а затем под непосредственны м контролем. Выполняет инструкции, содержащие 2-3 поручения одновременно. Начинает самостоятельно выполнять простейшие зарисовки. Находит и отмечает различия между объектами. Называет причины простейших наблюдаемых явлений и получившихся результатов опытов. Хорошо понимает простейшие одночленные причинно – следственные связи . Низкий Проявляет любопытство, задаёт первые вопросы. Понимает задачу опыта. Начинает предвидеть некоторые последствия своих действий При проведении простейших экспериментов начинает отвечать на вопрос: «Как это сделать?» К концу года начинает выполнять инструкции, содержащие 2 поручения сразу. Самостоятельно Понимает простейшие одночленные цепочки причинноследственных связей. Отвечает на вопросы взрослого по теме 13 наблюдает простые опыты. эксперимента Индивидуальная карта формирования навыков экспериментирования Ф.И. ребенка__________________________________________________ Возраст______________________________________________________ Дата заполнения_______________________________________________ № 1. 2 3 4 5 6 7 8 Диагностика овладения знаниями и умениями экспериментальной деятельности. Умение видеть и выделять проблему Умение принимать и ставить цель Умение решать проблемы Умение анализировать объект или явление Умение выделять существенные признаки и связи Умение сопоставлять различные факты Умение выдвигать гипотезы, предположения Умение делать выводы год Начало года Конец года 6. Формы проведения итогов реализации программы Формы подведения итогов реализации программы и достижений обучающихся, осваивающих программу: - «Книга опытов и экспериментов» (книга, созданная в течение учебного года с фотографиями, описаниями опытов, высказываниями детей); - открытые мероприятия; - проведение научных шоу для родителей и сверстников. 7. Учебно-тематический план 1-й год обучения № п/п 1 2 Наименование темы Вводное занятие Магнит и его свойства Количество часов Всего Теория Практика 1 0,5 0,5 4 1 3 Форма контроля Беседа, методика «Выбор деятельности», Л.Н. Прохоровой Текущий контроль, открытое мероприятие 14 3 4 5 6 7 8 9 Простые опыты с бумагой Экспериментирование с водой Экспериментирование с воздухом Занимательные опыты и эксперименты Свет и его свойства 4 4 1 1 3 3 3 0,75 2,25 Игра, тематический контроль Опрос, текущий контроль, тематический контроль Опрос, тематический контроль 4 1 3 Игры 4 1 3 Экспериментирование с песком и глиной Занимательные опыты и эксперименты Итого 4 1 3 4 1 3 Текущий контроль, тематический контроль Текущий контроль, тематический контроль Тематический контроль 32 8 24 2-й год обучения № п/п 1 Наименование темы Количество часов Всего Теория Практика 1 0,5 0,5 2 3 Магнит и его свойства Простые опыты с бумагой 4 4 2 2 2 2 4 Экспериментирование с водой Экспериментирование с воздухом Занимательные опыты и эксперименты Свет и его свойства 4 2 2 Беседа, методика «Выбор деятельности», Л.Н. Прохоровой Текущий контроль, соревнование Экологическая игра, открытое мероприятие Опрос, тематический контроль 3 1,5 1,5 Опрос, тематический контроль 4 2 2 Игры 4 2 2 Экспериментирование с песком и глиной Занимательные опыты и эксперименты Итого 4 2 2 4 2 2 Текущий контроль, тематический контроль Текущий контроль, тематический контроль Тематический контроль 32 16 16 5 6 7 8 9 Вводное занятие Форма контроля 8. Содержание программы (учебно-тематического плана) 1-й год обучения Название темы Магнит и его свойства Теория Знакомство с понятием магнит. Формирование представлений о свойствах магнита. Активизация знаний детей об использовании свойств Практика 1. «Волшебные магниты» (притягивает/не притягивает). «Как достать скрепку из воды не замочив руки» (действие магнита через стекло). 2. «Магнитные куклы» (действие магнита через картон и бумагу). 15 магнита человеком. Простые опыты с бумагой Знакомство с основными свойствами бумаги. Бумага в жизни человека. Бумага и экология. Выяснить как основные пишущие средства взаимодействуют с бумагой. Экспериментирование с водой Формировать знания о значении воды в жизни человека. Знакомство со свойствами воды. Экспериментирование с воздухом Уточнить понятие детей о том, что воздух это не невидимка, а реально существующий газ. Расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека. Закрепление свойств бумаги и воды. Закреплять умение применять лупу, знать ее назначение. Познакомить с природными лупами. Знакомство с рисованием на молоке. Знакомство с понятие звук. Знакомство с понятием свет, его значении для жизни на Земле. Объяснить как человек использует знания о свете для различных целей (создает разные источники света), почему происходит смена дня и ночи. Занимательные опыты и эксперименты Свет и его свойства 3. «Летающие бабочки» (действие магнита через ткань). 4. «Земля-магнит» (закрепление свойств магнита, практическое упражнение с компасом). 1. «Бумажный кораблик» (знакомство со свойствами бумаги, ее отличием о других материалов, узнать как бумага сгибается). 2. «Сколько бумага занимает места в пространстве», «Монетка» (взаимодействие пишущих предметов с бумагой). 3. «Мост из бумаги», «Удержи книжку бумагой» (прочность бумаги), 4. «Экологическая игра» (скорость разложения бумаги в почве). 1. «Вода, водица» (прозрачность и вкусовые свойства). 2. «Плывет, плывет кораблик» (тонет/не тонет»), «Вода и пар» (состояние воды, испарение воды). 3. «Замерзшая вода» (состояние воды). 4. «Экологическая сказка» (исследование влияния на воду природного материала). 1. «Этот удивительный воздух» (свойства воздуха). 2. «Веселый шарик» (скорость воздуха), «Забавные кляксы» (выдувание краски). 3. «Где есть воздух?» (обнаружение воздуха в пространстве, почве, воде) 1. «Цветы лотоса» (закрепление свойств взаимодействия воды и бумаги). 2. «Естественная лупа» (изготовление лупы с помощью подручных материалов). 3. «Молочная палитра» (взаимодействие молока с жиром и пищевыми красителями). 4. «Говорящая веревка» (распространение звука). 1. «Эффект радуги» (свойства, движение света), «Солнце греет краски» (свойства улавливания теплого света разными цветами). 2. «Солнечное затмение» (свойство прохождения солнечных лучей), «Может ли светить отключенная лампочка» (свойства трения и получения света). 3. «Очки» (представление о светофильтрах). 4. «Путешествие в зазеркалье» (отражение света от различных поверхностей). 16 Экспериментирование с песком и глиной Занимательные опыты и эксперименты Познакомить детей со свойствами природных материалов: почвы, песка, глины. Взаимодействие песка, глины с водой, высокой температурой. Использование песка и глины людьми. Закрепление полученных знаний. Постановка самостоятельных опытов и экспериментов. 1. «Песочная страна» (свойства песка), «Глина, какая она?» (свойства глины). 2. «Песочные часы» (сыпучесть песка). 3. «Посадка луковицы» (где луковица вырастет быстрее). 4. «Песок и глина» (представление о влиянии высоких температур на песок и глину) 1. «Мы фокусники» (взаимодействие различных материалов с магнитом). 2. «Дождевые облака» (свойства воды). 3. «Исчезающая монетка» (свойства света). 4. Самостоятельные опыты и эксперименты. 2-й год обучения Название темы Магнит и его свойства Теория Закрепление знаний о понятии магнит, его свойствах. Знакомство со способностью металлических предметов намагничиваться, с полюсами магнита. Простые опыты с бумагой Закрепление основных свойств бумаги. Бумага в жизни человека. Бумага и экология. Экспериментирование с водой Экспериментирование с воздухом Закрепить знания о значении воды в жизни человека. Знакомство со свойствами воды. Дать представление о зависимости изменения температуры воды от ее количества. Уточнить понятие детей о том, что воздух это не невидимка, а реально существующий газ. Расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека. Практика 1. «Намагничивание» (притягивает/не притягивает). «Тянем-потянем» (действие магнита через стекло, бумагу, ткань). 2. «Кто сильнее?» (магнитная сила). 3. «Полюсы магнитов» 4. «Земля-магнит» (закрепление свойств магнита, практическое упражнение с компасом) 1. «Кулечек» (исследование бумаги на удержание сыпучих материалов). 2. «Шпагатики» (исследование прочности бумаги на разрыв). 3. «Экологическая сказка» (какой упаковочный материал менее вреден для окружающей среды), 4. «Экологическая игра» (скорость разложения бумаги в почве). 1. «Вода, водица» (свойства воды). 2. «Как замерзает река?» (состояние воды, изменение, измерение температуры). 3. «Радуга» (изменение цвета воды). 4. «Экологическая сказка» (исследование влияния на воду природного материала). 1. «Этот удивительный воздух» (свойства воздуха). 2. «Веселый шарик» (скорость воздуха), «Забавные кляксы» (выдувание краски). 3. «Где есть воздух?» (обнаружение воздуха в пространстве, почве, воде) 17 Занимательные опыты и эксперименты Свет и его свойства Экспериментирование с песком и глиной Занимательные опыты и эксперименты Закрепление свойств бумаги и воды. Закреплять умение применять лупу, знать ее назначение. Познакомить с природными лупами. Знакомство с рисованием на молоке. Знакомство с понятие звук. Закрепление понятия свет, его значение для жизни на Земле. Закрепить знания о том, как человек использует знания о свете для различных целей (создает разные источники света), почему происходит смена дня и ночи. Закрепление знаний о свойствах природных материалов: почвы, песка, глины. Взаимодействие песка, глины с водой, высокой температурой. Использование песка и глины людьми. Закрепление полученных знаний. Постановка самостоятельных опытов и экспериментов. 1. «Цветы лотоса» (закрепление свойств взаимодействия воды и бумаги). 2. «Естественная лупа» (изготовление лупы с помощью подручных материалов). 3. «Молочная палитра» (взаимодействие молока с жиром и пищевыми красителями). 4. «Говорящая веревка» (распространение звука). 1. «Уличные тени» (появление тени, ее зависимость от направления света). 2. «Волшебные зеркала» (свойство прохождения света). 3. «Может ли светить отключенная лампочка» (свойства трения и получения света). 4. «Темный космос» (почему в космосе темно, отсутствие отражения света). 1. «Песочная страна», «Глина, какая она?» (свойства песка, глины, представление о влиянии высоких температур на песок и глину). 2. «Песочные часы» (сыпучесть песка). 3. «Посадка луковицы» (где луковица вырастет быстрее). 4. «Кладоискатели» (закрепление свойств песка и глины) 1. «Можно ли висеть на голове» (свойства магнита). 2. «Танцующая фольга» (свойства электрических зарядов). 3. «Секретное письмо» (свойства света). 4. Самостоятельные опыты и эксперименты. 9. Календарный учебный график 1 Беседа 1 Вводное занятие Учебный класс Форма контроля Место проведения Количество часов Тема занятия Число Месяц № п/п Время проведения Форма занятий занятия 1-й год обучения методика «Выбор деятельности», Л.Н. 18 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 Познавательноэкспериментальное Познавательноэкспериментальное Познавательноэкспериментальное Познавательноэкспериментальное Познавательноэкспериментальное Познавательноэкспериментальное Познавательноэкспериментальное Экологическая игра Познавательноэкспериментальное Познавательноэкспериментальное Познавательноэкспериментальное Экологическая сказка Познавательноэкспериментальное Познавательноэкспериментальное Познавательноэкспериментальное Познавательноэкспериментальное 1 Магнит и его свойства Магнит и его свойства Магнит и его свойства Магнит и его свойства Простые опыты с бумагой Простые опыты с бумагой Простые опыты с бумагой Простые опыты с бумагой Экспериментирование с водой Экспериментирование с водой Экспериментирование с водой Экспериментирование с водой Экспериментирование с воздухом Экспериментирование с воздухом Экспериментирование с воздухом Занимательные опыты и эксперименты Занимательные опыты и эксперименты Занимательные опыты и эксперименты Занимательные опыты и эксперименты Свет и его свойства 1 Свет и его свойства 1 Свет и его свойства 1 Свет и его свойства 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 18 Познавательно1 экспериментальное 19 Познавательно1 экспериментальное 20 Познавательно1 экспериментальное 21 Познавательноэкспериментальное Познавательноэкспериментальное Познавательноэкспериментальное Познавательноэкспериментальное 22 23 24 Учебный класс Учебный класс Учебный класс Учебный класс Учебный класс Учебный класс Учебный класс Учебный класс Учебный класс Учебный класс Учебный класс Учебный класс Учебный класс Учебный класс Учебный класс Учебный класс Прохоровой Текущий контроль Текущий контроль Открытое мероприятие Текущий контроль Игра Игра Игра Тематический контроль Опрос Опрос Текущий контроль Тематический контроль Опрос Опрос Тематический контроль Игра Учебный класс Игра Учебный класс Игра Учебный класс Игра Учебный класс Учебный класс Прогулочная площадка Учебный класс Текущий контроль Текущий контроль Текущий контроль Тематический контроль 19 1 29 Познавательноэкспериментальное Познавательноэкспериментальное Познавательноэкспериментальное Познавательноэкспериментальное Научное шоу 30 Научное шоу 1 31 Научное шоу 1 32 Игра 1 25 26 27 28 1 1 1 1 Экспериментирование с песком и глиной Экспериментирование с песком и глиной Экспериментирование с песком и глиной Экспериментирование с песком и глиной Занимательные опыты и эксперименты Занимательные опыты и эксперименты Занимательные опыты и эксперименты Занимательные опыты и эксперименты Прогулочная площадка Учебный класс Учебный класс Прогулочная площадка Учебный класс Текущий контроль Текущий контроль Текущий контроль Тематический контроль Тематический контроль Учебный класс Тематический контроль Прогулочная Тематический площадка контроль Учебный класс Тематический контроль 1 Беседа 1 Вводное занятие Учебный класс 2 Познавательноэкспериментальное Познавательноэкспериментальное Познавательноэкспериментальное Познавательноэкспериментальное Познавательноэкспериментальное Познавательноэкспериментальное Познавательноэкспериментальное Экологическая игра 1 Магнит и его свойства Магнит и его свойства Магнит и его свойства Магнит и его свойства Простые опыты с бумагой Простые опыты с бумагой Простые опыты с бумагой Простые опыты с бумагой Учебный класс Учебный класс Учебный класс Учебный класс Учебный класс Учебный класс Учебный класс Учебный класс 3 4 5 6 7 8 9 1 1 1 1 1 1 1 Форма контроля Место проведения Количество часов Тема занятия Число Месяц № п/п Время проведения Форма занятий занятия 2-й год обучения методика «Выбор деятельности», Л.Н. Прохоровой Текущий контроль Текущий контроль Соревнование Текущий контроль Игра Открытое мероприятие Игра Игра 20 18 Познавательно1 экспериментальное 19 Познавательно1 экспериментальное 20 Познавательно1 экспериментальное 21 1 1 Свет и его свойства 1 Свет и его свойства 1 Свет и его свойства 1 29 Познавательноэкспериментальное Познавательноэкспериментальное Познавательноэкспериментальное Познавательноэкспериментальное Познавательноэкспериментальное Познавательноэкспериментальное Познавательноэкспериментальное Познавательноэкспериментальное Научное шоу Экспериментирование с водой Экспериментирование с водой Экспериментирование с водой Экспериментирование с водой Экспериментирование с воздухом Экспериментирование с воздухом Экспериментирование с воздухом Занимательные опыты и эксперименты Занимательные опыты и эксперименты Занимательные опыты и эксперименты Занимательные опыты и эксперименты Свет и его свойства 30 Научное шоу 1 31 Научное шоу 1 Экспериментирование с песком и глиной Экспериментирование с песком и глиной Экспериментирование с песком и глиной Экспериментирование с песком и глиной Занимательные опыты и эксперименты Занимательные опыты и эксперименты Занимательные опыты и эксперименты 10 11 12 13 14 15 16 17 22 23 24 25 26 27 28 Познавательноэкспериментальное Познавательноэкспериментальное Познавательноэкспериментальное Экологическая сказка Познавательноэкспериментальное Познавательноэкспериментальное Познавательноэкспериментальное Познавательноэкспериментальное 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Учебный класс Учебный класс Учебный класс Учебный класс Учебный класс Учебный класс Учебный класс Учебный класс Опрос Учебный класс Игра Учебный класс Игра Учебный класс Игра Учебный класс Учебный класс Прогулочная площадка Учебный класс Прогулочная площадка Учебный класс Учебный класс Прогулочная площадка Учебный класс Текущий контроль Текущий контроль Текущий контроль Тематический контроль Текущий контроль Текущий контроль Текущий контроль Тематический контроль Тематический контроль Учебный класс Тематический контроль Опрос Опрос Тематический контроль Опрос Опрос Тематический контроль Игра Прогулочная Тематический площадка контроль 21 32 Игра 1 Занимательные опыты и эксперименты Учебный класс Тематический контроль 10. Методическое обеспечение 1. Болушевский С., Яковлева М. 100 научных опыторв для детей и взрослых в комнате, на кухне, на даче / ООО «Издательство «Эксмо», 2015; 2. Вайткене Л.Д., Филиппова М.Д. Опыты и эксперименты / Москва : Издательство АСТ, 2017; 3. Зубкова Н.: Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет// Речь, 2013; 4. Рыжова Н. А. Волшебница –вода /Текст/ Н. А. Рыжова. – М.: Линка-Пресс, 1997; 5. Рыжова Н.А.Игры с водой и песком// Обруч, 1997. — № 2; 6. Рыжова Н.А.. Опыты с песком и глиной// Обруч, 1998. — № 2; 7. Султанова М.Н Простые опыты с природным материалом/ Хатбер-пресс, 2016; 8. Султанова М.Н. Простые опыты с бумагой/ Хатбер-пресс, 2016; 9. Султанова М.Н. Простые опыты с водой/ Хатбер-пресс, 2016; 10. Султанова М.Н. Простые опыты с воздухом/ Хатбер-пресс, 2016; 11. Тугушева Г.П., Чистякова А.В. Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста//Дошкольная педагогика, 2001. — № 1; 12. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников, Азбука воспитания, 2017; 13. Картотека опытов для детей 5–6 лет; 14. Картотека опытов и экспериментов для детей дошкольного возраста. 11. Список литературы 1. Дыбина О. В Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /Текст/ О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. – М.: ТЦ «Сфера», 2005; 2. Иванова А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Растения. /Текст/: детская энциклопедия/ А. И. Иванова –М.: ТЦ «Сфера», 2004; 3. Марудова, Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование/ Е. В. Марудова. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016; 22 4. Поддьяков А.И. Комбинаторное экспериментирование дошкольников с многосвязным объектом- «черным ящиком»// Вопросы психологии, 1990; 5. Прохорова Л.Н., Балакшина ТА.Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира// Формирование начал экологической культуры дошкольников (из опыта работы детского сада № 15 «Подсолнушек» г. Владимира)/ Под ред. Л.Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001; 6. Шутяева, Е. А. Наураша в стране Наурандии. Цифровая лаборатория для дошкольников и младших школьников. Методическое руководство для педагогов/ Е. А. Шутяева. – М.: издательство «Ювента», 2015. 23