Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Искусс

Авторы – составители:
Малюгина Наталья Ивановна, заместитель заведующего МБДОУ детского сада №421.

2

Содержание

Введение

5

I Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка

5

1.1.1. Цель и задачи реализации ПДО 8

6

1.1.2. Принципы и подходы к формированию программы

7

1.2. Возрастные особенности детей дошкольного возраста в изодеятельности
1.3. Планируемые результаты освоения программы

11
13

II Содержательный раздел
2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с
направлениями развития ребёнка, представленных в пяти
образовательных областях
2.2. Перспективно-тематическое планирование

15

2.3. Годовой календарный учебный график

25

16

III Организационный раздел
3.1. Материально-техническое обеспечение ПДО

29

3.2. Методические материалы

30

3.3. Методическое обеспечение

30

Приложение

32

3

Паспорт программы
Цель
Задачи

Ожидаемые
результаты
программы

Основания для
разработки
программы

Развитие у детей дошкольного возраста творческих способностей,
психолого-педагогическая поддержка.
Формировать познавательную активность черезознакомление с
техниками пескотерапии.
- дать детям общее представление об искусстве песочнойанимации
и обучать техническим приемам и
способам изображения с использованием песка.
-формировать сенсорные способности, аналитическоевосприятие
изображаемого предмета.
- знакомить детей с особенностями песка, его
свойствами (сыпучесть, рыхлость); тренировка мелкой
моторики рук;
-Изображать предметы и явления, передавая их выразительно,
путем создания отчетливых форм,
использовать разные техники песочной анимации. Рисовать
пальцами, ладонью, кулаком, создавая композицию
-Движения рук точны, характер, сила и ритмичность
движения соответствует графической задаче изображения
несложных форм, объединять в рисунке несколько
изображений в сюжетную картину.
-Ярко проявлять увлеченность рисования на песке,
желания рисовать по собственному замыслу.
-Рисунки эмоционально выразительны, передают настроение
ребенка и красоту окружающего мира.

- Конституция Российская Федерации
- Конвенция о правах ребенка
- Закон № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Федеральныйгосударственный образовательный стандарт
дошкольного образования № 1155от 17.10.2013 г.
- СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи».
- Устав МБДОУ детский сад № 421

4

ВВЕДЕНИЕ
1.1. Пояснительная записка
Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства.
Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие
способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в
этом прекрасном мире.
Основной целью современной системы дополнительного образования является воспитание
и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих
перед образовательной областью «Художественно-эстетическое развитие», составляющая часть
которого - изобразительное искусство. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать,
фантазировать.
Одним из популярных видов изобразительной деятельности, доступной и интересной
дошкольникам является рисование песком «Sand-Art» (песочная анимация).
Актуальность данной программы в том, что песочная анимация является новым развивающимся
видом искусства, способствующем гармоничному развитию личности. Большим плюсом
песочного рисования являются уникальные свойства песка – сыпучесть, мягкость, приятная
шершавость, - которые действуют на человека завораживающе и ребенок избавляется от
негативных эмоций. Рисуя песком, человек входит в легкое медитативное состояние, что дает ему
возможность по–настоящему расслабиться, отдохнуть. Данный вид арт–искусства подходит всем
возрастным категориям. Особенно с песком любят играть дети. Песочное рисование очень
полезно гиперактивным детям. Занимаясь таким видом рисования, ребенок успокаивается,
освобождается от «лишней» энергии, учится лучше понимать себя. Играя с песком, ребенок
учится строить прекрасные песочные «картины», создает различные изображения. А это помогает
развитию у ребенка эстетического и художественного восприятия. При этом развивается
фантазия, внимание, улучшается координация движений, пространственное восприятие.
Рисование на песке и с помощью песка отличается от традиционного не только своими
изобразительными свойствами. Здесь ещё есть и психологическая специфика: сделанный таким
образом рисунок нельзя положить в альбом, чтобы показать кому-то или повесить на
холодильник; он эфемерен, сиюминутен, и именно это обстоятельство не дает созидательному
мотиву измениться, не провоцирует сдвига мотива на цель, то есть не переносит ценность
процесса на результат. Если в ходе обыкновенного рисования такое вдруг происходит, торебёнок
впоследствии начинает рисовать только ради «результата», а если при этом у него что- то не
получается, то он теряет интерес к деятельности в целом, у него пропадает желание действовать.
Песок в этом смысле свободен и передаёт эти крылья свободы творящему ребёнку: у него
закрепляется направленность на процесс, а не результат, а именно такая направленность и есть
залогразвития.
Рисование происходит непосредственно пальцами по песку. Что способствует развитию
сенсорных ощущений, раскрепощает и гармонизирует действия рук; развитию мелкой моторики,
что положительно влияет на развитие речи и мышления; а также способствует развитию двух
полушарий (так как рисование происходит двумя руками).
Синхронное задействование рук очень полезно для развития 2-х основных видов восприятия:
интеллектуально-логического и эмоционально-целостного.
Правая рука отвечает за развитие активности, рациональности, мыслительных и
аналитических способностей интеллекта, концентрации, а также стимулирует развитие
логических, аналитических операций, рациональность, последовательность, объективность.
Левая рука развивает в ребенке восприятие, чувства, интуицию, эмоциональность,
5

мечтательность, образное мышление. Не секрет, что такое рисование полезно для формирования
навыков письма. Соприкосновение с песком влияет на развитие мелкой моторики рук, что
воздействует и на качество речи ребенка.
Делаем вывод: Песок - вещество, способное вызвать самые богатые ассоциации. То, что
человек создал на песке, созвучно с его внутренним миром. Очень часто этот мир непонятен не
только окружающим, но и самому "обладателю". Человек, особенно ребенок, не всегда может
сформулировать то, что с ним происходит, а песок помогает выразить все, что в нем скрыто. С
помощью песка, любых других сыпучих продуктов и маленьких фигурок можно проигрывать
волнующие, конфликтные ситуации - это позволяет получить новый опыт в безопасном
пространстве ребенка, освобождает его от внутреннего напряжения. Песочное рисование
благоприятно влияет на будущую подготовку к школе (развитие графомоторных навыков и
речевой активности т.д.), раскрывает творческие способности, создает ситуацию успеха, так как
все, что не получилось, легко можно исправить движением руки! Я скажу просто: рисование
песком рекомендовано всем возрастам без исключения – детям и взрослым – как медитативная,
расслабляющая техника, укрепляющая здоровье, так и творческая деятельность.
Новизна программы «Песочная анимация» заключается в том, что сочетает в себе
педагогическое (художественно-творческое) и арт-терапевтические техники (арт-терапия в
переводе с англ. – лечение искусством). Данная программа предназначена для занятий с детьми
дошкольного возраста и направлена на ознакомление детей с техникой песочного рисования и на
коррекцию психоэмоциональной состояния детей. Она также призвана раскрыть творческий
потенциал каждого ребенка, развить эстетический вкус и гармонизировать эмоциональноволевую сферу. По кружковой работе мы используем современную, интересную методику –
рисование песком на стекле.
Программа разработана с учетом возрастных и психологических особенностей детей
дошкольного возраста.
1.1.1. Цель и задачи реализации программы.
Цель: развитие у детей раннего и дошкольного возраста творческих способностей,
психолого-педагогическая поддержка, средствами пескотерапии.
В целом раздел программы по песочной анимации, независимо от возрастной
направленности, нацелен на решение следующих задач:
Задачи:
1. Образовательные:
- формировать познавательную активность через ознакомление с техниками пескотерапии.
- дать детям общее представление об искусстве песочной анимации и обучать техническим
приемам испособам изображения с использованием песка.
- формировать сенсорные способности, аналитическое восприятие изображаемого
предмета.
- знакомить детей с особенностями песка, его свойствами (сыпучесть, рыхлость);
тренировкамелкой моторики рук;
2. Развивающие:
- развивать у детей мотивацию к овладению песочным рисунком и познавательную
активность - развивать навыки саморелаксации, саморегуляции эмоциональных состояний;
гармонизация психоэмоционального состояния.
- развивать умение совместно работать со сверстниками в группах разной комплектации,
формирование коммуникативных навыков, планировать деятельность.
6

- способствовать
формированию
сенсорных
эталонов,
развивать
тактильную
чувствительность. Мелкую моторику руки, зрительно-моторную координацию и межполушарное
взаимодействие.
3. Воспитательные:
- вызвать устойчивый интерес к художественной деятельности,
-воспитывать чувство прекрасного, умение видеть красоту в окружающем мире,
- формировать желание детей выражать свои мысли и чувства в изобразительной
деятельности,
- воспитывать усидчивость, аккуратность, самостоятельность.
4. Психотерапевтические:
- поддерживать эмоциональный комфорт и благополучие ребенка,
- поддерживать способность получать позитивные эмоции от процесса манипулирования
песком и рисования,
- гармонизировать психоэмоциональное состояние детей,
- учить детей отражать свои негативные эмоциональные состояния на песке.
1.1.2. Принципы и подходы к формированию ПДО
Основные принципы:
1. Принцип системности – структурирования содержания программы по уровням
художественного развития ребенка (возрастам) и разделам, связанным с изображением песком
отдельных предметов, сюжетных песочных картин песочных анимаций.
2. Принцип индивидуально-личностного подхода предусматривает ориентацию на
индивидуальные художественные способности и интересы ребенка, приоритет личностных
переживаний, отражения чувств, создание условий для творческого его самовыражения.
3. Принцип адекватного баланса между репродуктивной деятельностью и
творчеством. В первой части занятия предлагаются упражнения, требующие точных повторений
движенийруками, во второй обязательно творческих заданий по тематике занятия.
4. Принцип обучения техническим навыкам «от простого к сложному». Этот принцип
диктует построения структуры программы и хода занятия.
5. Принцип создания творческой атмосферы и естественной радости процессе
рисования…
6. Принцип интеграции изобразительной деятельности с другими видами детской
деятельности (игра, драматизация, рассказывание сказки, музыка). Реализация данного
принципа предполагает использование на занятиях игровых приемов в процессе пальчиковой
гимнастики (см. Приложени2) и в отдельных случаях обыгрывание созданных рисунков.
7. Принцип психолого-педагогической поддержки в процессе рисования достигается
посредством бережного отношения к мыслям, рассуждениям детей, продуктам их
изобразительной деятельности.
8. Принцип дозированной помощи и невмешательства
в процессе
детскогоизобразительного творчества.
Методы, используемые при организации занятий с детьми:
- Наглядные включают в себя:
• наглядно - слуховые (слушание музыки в аудиозаписи);
• наглядно – зрительные (дидактический материал);
• тактильно - мышечные (индивидуальная помощь, помощь других детей, совместное
7

выполнение, подражательное выполнение); формы несловесной поддержки (улыбка и т.п.); Словесные методы:
• объяснение (краткое, четкое, эмоциональное);
• указания (даются очень тихо, не отвлекая внимания других, обращены как ко всем детям,
так и индивидуально);
• вопросы (четкие, понятные. Этот словесный прием очень важен, он активизирует
внимание, развивает мышление и память)
Пояснения, уточнения - словесные приемы, которые нежелательно использовать на фоне
звучащей музыки.
- Практические методы:
метод упражнений (связан с многократным выполнением практических действий; выбором
дидактического материала);
- Игровые методы (занятия носят игровое содержание, это помогает заинтересовать и
активизировать детей, войти в коммуникативный контакт, самореализоваться в деятельности,
стабилизировать внутреннее состояние, вызвать положительные эмоции).
- Арт-терапевтические методы развития эмоций и чувств:
Пробуждения ярких эстетических эмоций и переживаний Побуждение к сопереживанию,
эмоциональной отзывчивостиКонтроль и оценка изобразительной деятельности.

Формы работы:
- Индивидуальные игры. Позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей,
являютсяпрекрасным средством для развития и саморазвития ребёнка.
- Групповые игры. Игры с песком в группе направлены в основном на развитие
коммуникативныхнавыков, т.е. умения гармонично и эффективно общаться друг с другом,
взаимодействовать.
Техника рисования:
• Рисование кулаком,
• Рисование ладонью,
• Рисование ребром большого пальца,
• Рисование щепотью,
• Рисование мизинцами,
• Одновременное использование нескольких пальцев,
• Рисование симметрично двумя руками,
• Отсечение лишнего,
• Насыпание из кулачка,
• Рисование пальцем.
Способы засыпания поверхности стола:
• Просеивание,
• Расхлопывание,
• Дождик,
• Торнадо,
• Волна.

8

Правила работы с песком повторяем перед каждым занятием:
1. Перед началом и по окончании занятий с песком необходимо мыть руки;
2. Категорически нельзя бросаться песком; нельзя брать его в рот;
3. Не встряхивать песок на пол и не вытирать об себя руки;
4. Нельзя намеренно выбрасывать песок из песочницы.
5. После игры надо убрать все на свои места.
Структура занятий:
Условно, можно выделить несколько этапов занятий с песком
I.Вводная часть:
1. Особое приветствие.
2. Правила работы с песком.
II. Основная часть:
1. Упражнения на развитие тактильно-кинестетической чувствительности.
2. Игры и упражнения, направленные на формирование и развитие фонематического
слуха, фонематического восприятия, фонематического внимания, фонематической памяти,
фонематического анализа и синтеза.
III. Заключительная часть:
1. Подведение итогов.
2. Рефлексия.
3. Ритуал прощания.
Направленность программы – художественная.
Данная рабочая программа направлена на всестороннее гармоничное развития личности
ребенка через способности самовыражения и самопознания. Программа носит художественноэстетическую, речевую направленность, так как позволяет на практике развивать творческое
мышление, воображение, мелкую моторику, речь детей, мотивирует развитие детской
креативности.
Отличительные особенности
Особенностью программы является комплексное развитие художественных способностей,
творческого воображения, мелкой моторики, речи обучающихся с младшего дошкольного
возраста. Через рисование нетрадиционным способом – при помощи песка, света и музыки
обучающийся получает эстетическое наслаждение, удовлетворение и активно развивается.
За основу в программе взят метод «Sand Art», который позволяет на специально созданных
столах со световой подсветкой решать образовательные, развивающие и коррекционные задачи.
Адресат программы
Рабочая программа «Искусство песка» предназначена для детей дошкольного возраста 3-7
лет в рамках дополнительного образования.
1 этап обучения – песочная анимация рассчитан на дошкольников 3-5 лет.
2 этап – песочная мультипликация, для воспитанников 5-7 лет.
Объем программы: Программа включает в себя 3 блока:
1й блок – начальный этап обучения. Дети знакомятся с техникой песочного рисования и с
ее помощью через использование линий, геометрических форм приобретают умения
преобразовывать их в различные образы («на что похож круг на солнце, на тарелку» и т.д.)
9

2й блок – сюжетное рисование. Дети, используя различные приемы рисования на песке и
разную технику, знакомятся с жителями и растениями, морскими обитателями и животными,
которые с помощью педагога воссоздают из песка.
В 3-м блоке – съемка мультфильмов - рассказывание, рассуждение, составление сказок,
сюжетов по рисункам, схемам, пиктограммам. Дети будут создавать картины из песка,
волшебные пейзажи, снимать их с помощью веб-камеры, переносить на компьютер и составлять
видео ряд.
Срок освоения программы 4 года.
Режим занятий: Занятия проводятся 2 раза в неделю.
Время проведения занятий – вторая половина дня по расписанию дополнительного
образования ДОО.
Продолжительность занятий: 3-4 года – 15 минут, 4-5 лет – 20 минут, 5-7 лет - 25-30
минут.
Количество детей в группе – до 15 человек.
Формы обучения, виды занятий:
Форма обучения: очная.
Язык образования – русский.
Формы занятий - подгрупповая, индивидуальная.
Виды занятий: занятие-игра, сказка, практическое. Все занятия – игры делятся на три
направления:
1. Обучающие занятия – игры, направлены на развитие тактильно-кинестетической
чувствительности и мелкой моторики рук. А главное, что ребенок говорит о своих ощущениях,
тем самым спонтанно развивается его речь, словарный запас, развивается восприятие различного
темпа речи, высота и силаголоса, дыхание, внимание и память, фонематический слух. В процессе
этих занятий идет подготовка к обучению письму и чтению.
Занятия сочетаются с музыкотерапией (пение птиц, звуки природы, гитара) для
гармонизации эмоционального состояния. Во время занятий для развития
мелкой моторики рук используется «пальчиковая гимнастика», игровые массажирук при
помощи мячиков Су-Джок, массажных мячиков.
Для развития речи используются стихи, загадки, сказки, чистоговорки, театральные
этюды.
2. Познавательные занятия - игры, с их помощью мы помогаем ребенку познавать
многогранность окружающего мира.
3. Проективные занятия-игры, с их помощью мы осуществляем мониторинг,и развитие
ребенка.
Подвиды игр - занятий на песке.
Игры на развитие мелкой моторики пальцев рук и тактильно-кинестетической моторики
пальцев: «Пальчики, ладошки, кулачки — друзья вы мои и помощники».
Игры на коррекцию взаимоотношений между детьми, детьми и взрослыми (поведение и
общение), коррекция отклонений в эмоциональном развитии:
«Дружба зло побеждает».
Мир чудес на песке: игры на формирование положительных черт характера, навыков
партнерской коммуникации, развитие эмоций у детей.
Познавательные игры на песке: «На песке путешествуем — радость, счастья всем дарим».
Игры для ознакомления с окружением: посредством них дети узнают животных, реки,
города и т.д.
10

Географические игры: дети узнают, как живут люди в разных точках планеты, их
отношения.
Фантастические игры: дети имитируют жизнь на других планетах. Получают информацию
о космосе, кораблях, исследованиях, разыгрывают ситуации жизни инопланетян, находят выход
из конфликтных ситуаций, освобождаясь от внутреннего напряжения.
Исторические игры: становясь участниками исторических событий, дети обыгрывают их в
песочнице, строят, разрушают, изучают стратегию «боевых действий» и снова строят.
1.2. Возрастные особенности детей дошкольного возраста в ИЗО деятельности
Психологи, как правило, различают несколько ступеней в рисовании у детей. В
изобразительной деятельности детей дошкольного возраста можно выделить стадию каракулей,
штрихов и бесформенного изображения отдельных элементов, первую ступень схемы и вторую
ступень возникающего чувства формы и линии.
К 3 годам ребенок, как правило, уже имеет некоторый (хотя и очень ограниченный) запас
графических образов, позволяющих ему изображать отдельные предметы. Однако эти
изображения имеют лишь самое отдаленное сходство с реальными предметами. Умение узнавать
в рисунке предмет - один из стимулов совершенствования изобразительной деятельности
ребенка.
В этом возрасте ребенок с удовольствием рисует, но при этом не ставит себе цели
нарисовать что-нибудь конкретное. Если педагог спросит его, что он нарисовал, он посмотрит на
картинку и назовет ее. В 3-4 года рисунки остаются на фазе каракулей. Но, по сравнению с
предыдущим возрастом, кроме размашистых линий, появляются круги, квадраты, крестики,
линии, точки. Ребенок комбинирует их самыми разнообразными способами. В рисунках можно
увидеть что-то значащее. Например, типичное нарисованное ребенком солнце - круг с
выходящими из него линиями, штрихи обозначают дождь и т. д. Усмотрев в своем рисунке
сходство с лицом или с фигурой человека, малыш начинает намеренно детализировать его. Но
пока он может нарисовать слишком много деталей (например, ног) или расположить их
неправильно - ноги, выходящие из головы. На данной ступени ребенок рисует схематическое
изображение предмета, очень далекие от реальной передачи его. В фигуре человека часто
передается лишь голова, ноги, часто туловище и руки.
Существеннейшим отличием этой стадии является то, что ребенок рисует нес натуры, а по
памяти. Рисунок на этой стадии является как бы перечислением, или, вернее графическим
рассказом ребенка об изображаемом предмете. Когда ребенок рисует всадника на лошади в
профиль, он честно рисует у всадника обе ноги, хотя наблюдателю сбоку видна только одна.
Когда он рисует человека в профиль, он делает на рисунке два глаза.
Рисуя, он часто предает в рисунке то, что он знает о предмете, а не то что он видит. Поэтому
он часто на рисунке рисует лишнее, такое, чего он не видит; часто, наоборот, опускает в рисунке
многое такое, что он, несомненно, видит, но что для него является несущественным в
изображаемом предмете.
Начиная с 3,5 лет, рисунок по-прежнему остается «головоногом», но те частитела, которые
автор включил, находятся там, где нужно. Например, ребенок может
не нарисовать туловище, зато ноги находятся внизу, а руки располагаются сбоку. Малыш
может делать из пластилина шарики и колбаски и соединять их вместе, чтобы получился
человечек. При этом он хочет, чтобы вы сохранили его
«изделия». Рисует и карандашом, и красками (карандашом получается лучше).
Вторая ступень – ступень возникающего чувства формы линии в рисунке сочетает в себе
11

смесь формального и схематического изображения. Это рисунки- схемы, но с зачатками
изображения похожего на действительность. Ребенок уже рисует большее число подробностей,
более правдоподобно размещает отдельные части предмета. Рисунки юного художника
становятся более разработанными. Если он начинает добавлять новую деталь, то она непомерно
большая и к тому же включается в рисунок в большом количестве. Например, на руке огромные
пальцы,а дома сплошь заполнены окнами.
В изображении человеческого лица малыш использует для глаз чаще не точки, а круги.
Включает в портрет также волосы, шею, пуговицы, другие детали.В лепке может попробовать
соединить вместе несколько цветов.
Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста
Начиная с 5-6 лет, рисунки ребенка приближаются к реальности. И все же, они, скорее
символы того, что он видит, а не рисунки с натуры. Например, если попросить ребенка
нарисовать дом, он изобразит одноэтажный дом с 1-2 окнами, хотя и живет в квартире
многоэтажного здания. Рисунки мальчиков и девочек имеют отчетливые различия в выборе
сюжетов, манере заполнения пространства листа и прорисовке деталей. У мальчиков в рисунках
больше действия, динамики, они больше используют края листа. Девочки часто размещают
основной объект изображения слегка слева по отношению к центру, а остальные предметы
вокруг него. Мальчики фокусируют внимание не на одном, а на 2-3 объектах:например, одна
машина въезжает слева, а другая - справа. Они включают в рисунок множество маленьких
«работающих» деталей, в то время как девочки больше склонны к декорированию,
украшательству.
На второй ступени развития детского рисунка мы замечаем смесь формального и
схематического изображения, это еще рисунки схемы, и, с другой стороны, мы находим здесь
задатки изображения, похожего на действительность.
Эта стадия не может быть резко отграничена от предыдущей, однако она характеризуется
гораздо большим числом подробностей, более правдоподобным размещением отдельных частей
предмета.
В подготовительной и старшей группе ребенок с удовольствием осваивает новые
материалы, инструменты и техники; он обязательно хочет сохранить свои произведения после
того, как закончит работу над ними. Воспитатель должен всячески способствовать развития
детского творчества.
У ребенка старшего дошкольного возраста начинает развиваться образное мышление. Дети
оказываются способными использовать простые схематизированныеизображения. Накапливается
определённый запас представлений о разнообразных свойствах предметов, явлениях
окружающей действительности и о себе самом. В этом возрасте у ребёнка уже должны быть
сформированы основные сенсорные эталоны. Он знаком с основными цветами (красный,
жёлтый, синий, зелёный). Дети замечают соответствие определенных видов деятельности людей
и себя самого. В художественной и продуктивной деятельности обучающиеся эмоционально
откликаются на произведения музыкального и изобразительного искусства, художественную
литературу, в которых с помощью образных средств переданы различные эмоциональные
состояния людей, животных, сказочных персонажей. Дошкольники начинают более целостно
воспринимать сюжеты и понимать образы. Развивается изобразительная деятельность детей.
Рисунки могутбыть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и
воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют
собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью
композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки
12

приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся
сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека
становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой
принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека.
В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные
достижения связаны с освоением мира вещей как предметов
человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием
половой идентификации, формированием позиции школьника Возрастные возможности детей,
уровень их художественной культуры позволяют устанавливать связи музыки с литературой,
живописью, театром. В процессе восприятия художественных произведений, произведений
музыкального и изобразительного искусства дети способны осуществлять выбор того
(произведений, персонажей, образов), что им больше нравится, обосновывая его с помощью
элементов эстетической оценки. Они эмоционально откликаются на произведения искусства, в
которых переданы понятные им чувства и отношения, различные эмоциональные состояния
людей, животных, борьба добра со злом. Творческие проявления становятся более осознанными
и направленными (образ, средства выразительности продумываются и сознательно
подбираются детьми). В продуктивной деятельности дети также могут изобразить задуманное
(замысел ведѐт за собой изображение). Образы из окружающей жизни и литературных
произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее.
Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более
явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно
изображают технику, космос, военные действия и т. п. Девочки обычно рисуют женские образы:
принцесс, балерин, моделей и т. д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната
и т. д. При правильном педагогическом подходе у детей формируются художественно-творческие
способности в изобразительной деятельности. Изображение человека становится еще более
детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови,
подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями.
1.3. Планируемые результаты
Первый год обучения (3-4 года)
В
результате
освоения
программы
дети приобретают
технические
навыки
и
умения: использование светового стола и песка для создания изображений;
• Умение видеть красоту в окружающем мире и передавать её, используя песочную технику.
• Умения использовать выразительные возможности графических средств: точки, штриха,
линии, пятна. Умение линейного рисования на песке при создании графических композиций
• Умение ориентироваться на песочном планшете, заполняя его песком в разной
пространственной ориентации (по вертикали и по горизонтали) в зависимости от композиции
направлениях с использованием графических средств рисования.
Второй год обучения (4-5 лет)
• освоение приёмов создания фона (наброс и насыпание);
• умение различать приёмы рисования (расчищение, вырезание, линейный, щепотка);
• умение рисовать картины с использованием различных приемов и рассказывать об их сюжете.
• В конце учебного года, дети смогут создать итоговую историю, серию работ по заданной теме
(с обязательным использованием предложенных приёмов), смогут повторить предложенный
рисунок (использовать те же приёмы рисования, что использованы на рисунке).
13

Освоят элементарные правила владения инструментами для рисования песком.
• Доводить дело до конечного результата, не останавливаясь перед трудностями выполнения.
• Научатся работать с таким теперь уже художественным материалом как песок.
• Учитывать принципы композиции.
•

Третий год обучения (5-6 лет)
• Умение строить композицию, организуя смысловые и композиционные связи между
изображаемыми предметами.
• Навык координации системы «рука-глаз» при рисовании песком и на песке.
• Умение создавать композиции по сюжетам сказок и историй.
• Умение использовать основные приёмы рисования на песочном световом планшете:
«отпечатки», «рисование», «по песку», «рисование песком».
• Проявляет эмоциональную отзывчивость при восприятии иллюстраций и явлений природы;
умеет радоваться созданным ими индивидуальным и коллективным работам. Видит красоту в
окружающем мире и может передавать ее, используя техники песочной анимации
Четвертый год обучения (6-7 лет):
• Навык плавности, точности движения руки, регуляции силы движений, определение
амплитуды, скорости, ритмичности.
• Умение изменять размах и направление руки при рисовании песком.
• Умение гармонично сочетать линии, свет и тень.
• Умение работать пальцами обеих рук.
• Изображает предметы и явления, передавая их выразительно, путем создания отчетливых
форм,использования разных техник песочной анимации. Рисует пальцами, ладонью, кулаком,
создаваякомпозицию.
• Движения рук точны, характер, сила и ритмичность движения соответствует графической
задачеизображения несложных форм, объединяя в рисунке несколько изображений в сюжетную
картину.
• Ярко проявляет увлеченность рисования на песке, желания рисовать по собственному
замыслу.
Мониторинг достижения детьми планируемых результатов
С целью определения успешности освоения программы, развития обучающихся по данной
программе проводится мониторинг, который складывается из систематических наблюдений за
успехами детей, срезовых заданий, текущего контроля в процессе индивидуальной или
групповой работы, индивидуальных и групповых бесед с детьми, с родителями и воспитателями,
анализа достижений детей на конец учебного года.
1. Освоение техникой песочного рисования ребенком
(владение техниками рисования песком)
2. Уровень развития психомоторного развития ребенка
(координации, внимания, усидчивости речевой деятельности, образной памяти).
3. Проявления творческих способностей
(мотивация на изобразительную деятельность, воображение, оригинальность).
4. Уровень развития эмоциональной сферы и познавательной активности ребенка
(умениевидеть красоту в окружающем мире и передавать ее, используя песочную технику).
Для выявления степени сформированности выше указанных показателей проводятся
диагностические процедуры.
14

Таблица для фиксации результатов мониторинга (см. Приложение1).
На основе анализа продуктов изобразительной деятельности, наблюдения за характером
рисования песком по каждому параметру выставляется соответствующий бал и делается вывод о
характере освоения программы. Выстраивается общая картина психоэмоционального состояния
ребенка.
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙРАЗДЕЛ
2.1 Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями
развития ребёнка, представленных в пяти образовательных областях
Многообразие форм работы с песком отвечает всем современным требованиям и решает
задачиво всех основных областях развития.
1. Социально-коммуникативное развитие:
• Способствует развитию игровой деятельности
• Умению взаимодействовать со сверстниками
• Приобщению к правилам безопасного поведения
• Формированию волевых качеств (усидчивости, терпению, умению доводить работу до
конца).
• Воспитанию самостоятельности, уверенности к себе.
2. Познавательное развитие:
• Формирует навыки познавательно исследовательской
деятельности. Развивает память, внимание, конструктивное и
логическое мышление.
• Даёт возможность обобщению и закреплению пройденного материала.
• Способствует формированию целостной
картины мира.
3.Речевое развитие:
• Способствует развитию связной речи
• Умению свободно общаться с взрослыми и с детьми
• Способствует обогащению словаря
3. Художественно-эстетическое развитие:
• Развивает воображение
• Формирует эстетический вкус
• Развивает художественные способности, чувство ритма.
4. Физическое развитие:
• Способствует сохранению и укреплению здоровья
• Накоплению и обогащению двигательного опыта
• Развитие координации
• Развитие мелкой и крупной моторики.

15

2.2 Перспективно-тематическое планирование
Учебный план
1 год обучения
№
п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во занятий
Всего

Теория

Формы
контроля

Практика

1.2

Начальный
Вводное занятие. Диагностика базовых знаний и
умений детей.
«Знакомство с песочным человечком»

1.3

«Знакомство со свойствами песка»

2

2

наблюдение

1.4

«Копаем – насыпаем»

2

2

наблюдение

1.5

Рисование вертикальных линий.
«Дождик, дождик, веселей»!
«Вот ёжик – ни головы, ни ножек»!

2

2

наблюдение

2

2

наблюдение

Рисование горизонтальных линий.
«Лесенка - чудесенка»
«Цветные заборчики»

2

2

наблюдение

2

2

наблюдение

2

1

наблюдение

1.10

Знакомство с приемами рисования на песке при
помощи отпечаток рук, предметов.
«Необыкновенные следы жителей «Песочной
страны»
Игры-прятки. «В поисках клада»

2

2

наблюдение

1.11

«Мышки в норках»

2

2

наблюдение

1.12

2

2

наблюдение

1.13

Знакомство с геометрическими фигурами.
«Волшебный круг»
«Баранки-калачи»

2

2

наблюдение

1.14

«Светит солнышко»

2

2

наблюдение

1.15

2

2

наблюдение

1.16

Знакомство с геометрическими фигурами.
«Строгий квадрат»
«Обведи и укрась фигуру»

2

2

наблюдение

1.17

«Гараж для машины»

2

2

наблюдение

1.18

Знакомство с геометрическими фигурами.
«Необычный треугольник»
«Домишки для муравьишки»
«Путешествие к гномам в горы»
Знакомство с геометрическими фигурами.
«Упрямый прямоугольник»
«Украсим коврик»
«Есть у нас огород…»
Знакомство с геометрическими фигурами.
«Веселый овал»
«Путешествие золотой рыбки»
«Волшебный цветок»

2

2

наблюдение

2
2
2

2
2
2

наблюдение
наблюдение
наблюдение

2
2
2

2
2
2

наблюдение
наблюдение
наблюдение

2
2

2
2

наблюдение
наблюдение

1
1.1

1.6
1.7
1.8
1.9

1.19
1.20
1.21
1.22
1.23
1.24
1.25
1.26

16

62
2

2

60
1

анализ

2

2

наблюдение

1

1

1.27
1.28
1.29
1.30
1.31

2
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
2.7
2.9
2.10
2.11
2.13
2.14
2.15
2.16
2.17
2.18
2.19
2.20
2.21
2.22
2.23
3
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5

Рисование спирали «Смешная спираль»
«Леденцы на палочке»
Рисование волнистых, зигзагообразных линий.
«Искупай утёнка»
«Непредсказуемый зигзаг». Инсценировка сказки
«Колобок»
Итоговое занятие. Диагностика
Итого
2 год обучения
Сюжетное рисование
Овощи «Песочной страны».
«Помидор, кабачок, баклажан»
«Морковь, свекла, картофель»
Фрукты «Песочной страны».
«Груша, яблоко, абрикос»
«Апельсин, банан, ананас»
Ягоды «Песочной страны».
«Смородина, вишня»
«Виноград»
Цветы «Песочной страны».
«Ромашка одуванчик»
Деревья «Песочной страны»
«Упражнения с палочками»
«Березки. Елочки»
Насекомые «Песочной страны».
«Гусеница, паучок бабочки».
Птицы «Песочной страны»
«Курица с цыплятами»
«Отпечатки»
«Морские жители «Песочной страны»
«Морское чудище»
«Морская сказка»
Домашние животные «Песочной страны»
«Бабушкин дворик»
«На ферме»
Дикие животные Песочной страны
«Приключения зайчонка»
«Городок игрушек». «Пирамидка»
«Матрешка»
Счетные палочки. «Будка для Шарика»
«Выложи из палочек дом для пчел»
Сюжетное рисование - рассказывание
Знакомство с «Песочной страной». Путешествие
Песочной улитки
Дома и города жителей «Песочной страны»
Транспорт жителей «Песочной страны»
Портреты жителей «Песочной страны»
Сказочные герои из «Песочной страны»
17

2
2
2

2
2
2

наблюдение
наблюдение
наблюдение

2

2

наблюдение

2
62

2
60

анализ

2

42
2

1

41
1

2
2

1

анализ

2
2

наблюдение
наблюдение

2
2

2
2

наблюдение
наблюдение

2
2

2
2

наблюдение
наблюдение

2

2

наблюдение

2
2

2
2

наблюдение
наблюдение

2

2

наблюдение

2
2

2
2

наблюдение
наблюдение

2
2

2
2

наблюдение
наблюдение

2
2

2
2

наблюдение
наблюдение

2
2
2
2

2
2
2
2
19
1

наблюдение

2
2
2
2

наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение

20
2
2
2
2
2

1
1

наблюдение
наблюдение
наблюдение
анализ

3.6
3.7
3.8
3.9
3.10

Весна в «Песочной стране»
Лето в «Песочной стране»
Осень в «Песочной стране»
Зима в «Песочной стране»
Космическое путешествие. Диагностика.
Итого

2
2
2
2
2
62

2

2
2
2
2
2
60

Всего

124

4

120

3 (4) год обучения
4
Песочная анимация
4.1
«Путешествие в мир мультипликации» или
«Песочная анимация, что это?»
4.2
«Парад мультпрофессий»
4.3
«Персонаж – кто это?»
4.4
«Мой сказочный герой»
4.5
«Как снимают мультфильмы.»
4.6
Декорации. «Построим волшебный мир»
4.7
Знакомимся с цифровым фотоаппаратом».

62
2

3

59
2

2
2
2
2
2
2

2
2
2
2
2
2

наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
анализ

анализ
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение

4.8

Сюжет. «Сказочная история»

2

2

4.9
4.10

«Как оживить картинку»
«Камера - мотор!»

2
2

2
2

4.11
4.12
4.13

«Сказка оживает»
«Фильм, фильм, фильм!»
Мы - звукорежиссеры

2
2
2

2
2
2

наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение

4.14

Наши эмоции.
«От улыбки станет всем светлей»
Мультфильм по стихотворению
«Путешествие в страну
настроений»Герои сюжета.
Мультфильм по стихотворению
«Путешествие в страну настроений»
Мульт – команда: приемы работы с
фотоаппаратом.Первый результат.
Мир вокруг нас
«Пробуждение природы»
Всемирный день здоровья
«На зарядку становись»
Мое окружение
«Сказка всей семьи»
Мои друзья.
«Наши игры»
Маленькие мультики своими руками.
(Индивидуальные проекты).
Итого
Всего

2

2

наблюдение

4.15

4.16

4.17
4.18
4.19
4.20
4.21

18

2

1

1

наблюдение

8

1

7

наблюдение

4

4

наблюдение

4

4

наблюдение

4

4

наблюдение

4

4

наблюдение

Анализ

8

1

7

62
186

3
9

59
177

Содержание учебного плана
1 год обучения
Диагностика базовых знаний и умений детей.
Тема 1.2. «Знакомство с песочным человечком».
Выявление уровня развития мелкой моторики, умения детьми в соответствии с
замыслом использовать различные способы создания песочной картины, а также умения
участвовать в коллективной работе – создавать общую песочную картину, оценивать
личный и коллективный результат.
Тема 1.3. «Знакомство со свойствами песка».
Знакомство с приемами рисования на песке. Отработка элементов засыпания,
рассыпания. Снижение психоэмоционального напряжения. Развитие тактильнокинестетической чувствительности.
Тема 1.4 «Копаем – насыпаем».
Знакомство со свойствами песка и приемами рисования на песке. Отработкаэлементов
насыпания песка горкой, при помощи воронки и раскапывания игрушки одним
пальчиком. Снижение психоэмоционального напряжения. Развитие тактильнокинестетической чувствительности.
Тема 1.5. «Дождик, дождик, веселей»!
Формирование навыка рисования прямых линий (вертикальных сверху - вниз).
Развитие мелкой моторики, развитие чувства ритма, эстетического восприятия.
Заинтересовать к созданию изображения на песке.
Тема 1.6. «Вот ёжик – ни головы, ни ножек»!
Развитие навыка рисования прямых линий (вертикальных сверху - вниз, снизу- вверх).
Развитие мелкой моторики, развитие чувства ритма, эстетического восприятия.
Заинтересовать к созданию изображения на песке.
Тема 1.7. «Лесенка - чудесенка».
Развитие навыка рисования прямых линий (вертикальных сверху - вниз, снизу- вверх,
горизонтальных линий слева - направо, справа - налево).
Тема 1.8. «Цветные заборчики»
Развитие навыка рисования прямых линий (вертикальных сверху - вниз, снизу- вверх,
горизонтальных линий слева - направо, справа - налево).
Тема 1.9 «Необыкновенные следы жителей Песочной страны»
Знакомство с приемами рисования на песке при помощи отпечаток рук, предметов.
Развитие умения соотносить образы животных и птиц с отпечатками их следов на песке.
Стимулировать творчество детей к импровизации в изобразительной деятельности.
Тема 1.10. «В поисках клада».
Игры-прятки. Развитие тактильной чувствительности пальцев рук, мелкой моторики,
воображения, мышления, памяти.
Тема 1.11. «Мышки в норках»
Отработка элементов насыпания песка горкой, при помощи воронки и раскапывания
игрушки одним пальчиком.
Игры-прятки. Снижение психоэмоционального
напряжения. Развитие тактильно-кинестетическойчувствительности.
Тема 1.12 «Волшебный круг».
Знакомство с геометрическими фигурами. Знакомство с приемами рисования на песке
геометрических фигур.
19

Тема 1.13 «Баранки-калачи».
Развивать умение различать «круг» как геометрическую фигуру, освоить технику
рисования круга на песке, показать многообразие образов, имеющих сходство с кругом
по построению.
Тема 1.14 «Светит солнышко»
Помощь в освоении техники рисования круга на песке, с последующим
прорисовыванием прямых линий от круга в стороны. Развивать тактильное восприятие,
чувство формы, мелкую моторику.
Тема 1.15 Знакомство с геометрическими фигурами. «Строгий квадрат».
Знакомство с приемами рисования на песке геометрической фигуры- квадрат.
Тема 1.16 «Обведи и укрась фигуру».
Развитие навыка различать «квадрат» как геометрическую фигуру, показать
многообразие образов, имеющих сходство с квадратом по построению.
Тема 1.17 «Гараж для машины»
Показать способ преобразования «квадрата» в гараж, дом, в стол или в телевизор.
Вызвать интерес к преобразованию одного предмета в другой. Развивать ловкость,
аккуратность, художественный вкус в процессе создания песочных картин.
Тема 1.18 «Необычный треугольник».
Знакомство с приемами рисования на песке геометрической фигуры - треугольник.
Тема 1.19 «Домишки для муравьишки».
Формировать навык различать «треугольник» как геометрическую фигуру, показать
многообразие образов, имеющих сходство с треугольником по построению.
Тема 1.20 «Путешествие к гномам в горы»
Помочь детям увидеть в данной фигуре различные образы (шапочка гнома, ствол
пальмы, крыша дома и т.д.) Учить технике пальчикового рисования, развивать мелкую
моторику рук.
Тема 1.21 «Упрямый прямоугольник».
Знакомство с приемами рисования на песке геометрической фигуры - прямоугольник.
Тема 1.22 «Украсим коврик».
Развивать умение создавать образы, похожие на «прямоугольник» (автобус, робот и
т.д.) Развивать чувство гармонии, художественный вкус.
Тема 1.23 «Есть у нас огород…»
Развивать умение «прямоугольник» как геометрическую фигуру, показать
многообразие образов, имеющих сходство с прямоугольником по построению.
Тема 1.24 «Веселый овал».
Знакомство с приемами рисования на песке геометрической фигуры - овал.
Тема 1.25 «Путешествие золотой рыбки».
Расширять знания и представления детей об окружающем мире. Развивать мелкую
моторику рук.
Тема 1.26 «Волшебный цветок»
Развивать умение различать «овал» как геометрическую фигуру, показать
многообразие образов, имеющих сходство с овалом по построению. Формировать
качества творческого мышления.
Тема 1.27 «Смешная спираль» Рисование спирали.
Развитие гибкости и оригинальности мышления.
Тема 1.28 «Леденцы на палочке»
20

Развитие представлений о геометрических формах. Снижениепсихоэмоционального
напряжения.
Тема 1.29 «Искупай утёнка».
Рисование волнистых, зигзагообразных линий. Развитие гибкости и оригинальности
мышления. Развитие представлений о геометрических формах. Снижение
психоэмоционального напряжения.
Тема 1.30 «Непредсказуемый зигзаг». Инсценировка сказки «Колобок». Занятиесказка.
Развитие умения создания миниатюрных сюжетных картин из песка. Развитие чувства
формы, детализации, глазомера, мелкой моторики. Воспитание художественного вкуса.
Тема 1.30 Итоговое занятие.
Диагностика знаний и умений детей, приобретенных на конец учебного
года.
2 Блок - Сюжетное рисование
Тема 2.1. Знакомство с «Песочной страной». «Овощи Песочной страны».
«Помидор, кабачок, баклажан».
Рисование предметов круглой, овальной, формы. Развитие познавательных процессов,
мелкой моторики рук, речи детей. Снижение психоэмоционального напряжения.
Тема 2.2 «Морковь, свекла, картофель»
Рисование предметов круглой, овальной, треугольной формы. Развитие
познавательных процессов, мелкой моторики рук, речи детей. Снижение
психоэмоционального напряжения.
Тема 2.3 «Фрукты Песочной страны». «Груша, яблоко, абрикос».
Знакомство с приемами рисования фруктов на песке.
Тема 2.4 «Апельсин, банан, ананас»
Развитие гибкости мышления, детализации образов на песке. Формирование навыка
ориентирования в пространстве.
Тема 2.5 «Ягоды Песочной страны». «Смородина, вишня»
Развитие познавательных процессов и оригинальности мышления, ловкости,
аккуратности, глазомера, чувства ритма.
Тема 2.6 «Виноград».
Развитие познавательных процессов и оригинальности мышления, ловкости,
аккуратности, глазомера, чувства ритма.
Тема 2.7 «Цветы Песочной страны» «Ромашка, одуванчик»
Воспитывать любовь к природе, учить подмечать красоту и разнообразие цветов.
Стараться максимально передать через свето-тени на песке цвет, размер, форму цветка.
Рисование с использованием обоих кулачков, указательных пальчиков, ладошки.
Тема 2.8 «Деревья Песочной страны». Упражнения с палочками.
Тема 2.9 «Березки. Елочки»
Знакомство с приемами рисования на песке - вырезание, рисование подушечками
пальцев. Познакомить детей с новыми техниками рисования.Помощь в усвоении навыка
проведения непрерывных линий, достижениесвободного движения руки в произвольном
и заданном направлении. Развивать композиционные навыки, пространственные
представления.
Тема 2.10 «Насекомые Песочной страны». «Гусеница, паучок, бабочки-красавицы».
Вызвать интерес у детей к таким обитателям нашей страны, как насекомые.
21

Развитие детализации, гибкости и оригинальности мышления. Рисование песком в
свободной технике (двумя или одной рукой по выбору).
Тема 2.11. «Птицы Песочной страны». «Курица с цыплятами».
Вызывать интерес у детей к птицам, населяющим нашу страну. Развивать зрительную
наблюдательность и желание отразить увиденное в своем творчестве.
Тема 2.12. «Отпечатки»
Совершенствовать умения и навыки детей в свободном экспериментировании с
песком. Развивать воображение и творчество.
Тема 2.13«Морские жители Песочной страны» «Морское чудище».
Вызывать интерес у детей к морским обитателям, населяющим нашу страну.
Развивать самостоятельность и инициативу в выборе техники рисования по заданной
теме, воспитывать у каждого ребенка чувства собственного достоинства, самоуважения,
стремления к активной деятельности.
Тема 2.14 «Морская сказка»
Рисование на световых столах с использованием ребра ладони, пальчиков икулачков.
Тема 2.15 «Домашние животные Песочной страны». «Бабушкин дворик».
Рисование на световых столах с использованием ребра ладони, пальчиков и кулачков.
Закрепить и расширить представления детей о домашних животных.
Тема 2.16 «На ферме»
Развитие тактильно-кинестетической чувствительности и снятие эмоционального
напряжения; активизируем интерес ребенка к работе с песком, развиваем речь,
зрительное восприятие и воображение.
Тема 2.17 «Дикие животные Песочной страны». «Приключения зайчонка»
Рисование на световых столах с использованием техники прорисовывания светлым по
- темному. Расширить представления детей о многообразии живых существ. Развивать
умение рисовать животных на песке. Закрепить умение украшать объект декоративным
узором. Развивать эстетический вкус.
Тема 2.18 «Городок игрушек в песочной стране». «Пирамидка».
Рисование на световых столах с использованием техники прорисовывания светлым по
темному. Развитие познавательных процессов, мелкой моторики, речи детей.
Тема 2.19. «Матрешка».
Развитие детализации, гибкости и оригинальности мышления. Снижение
психоэмоционального напряжения. Развитие познавательных процессов, мелкой
моторики, речи детей.
Тема 2.20. Счетные палочки. «Будка для Шарика»
Развитие мелкой моторики, памяти, мышления. Формировать элементарные
математические представления о счете, геометрических фигурах.
Тема 2.21 «Выложи из палочек дом для пчел».
Формировать элементарные математические представления о счете, геометрических
фигурах. Развитие тактильной чувствительности пальцев рук, мелкой моторики, речи,
воображения, мышления, памяти.
3 Блок – Рассказывание, рассуждение, составление сказок, рассказов по
рисункам, схемам, пиктограммам изображенных на песке.
Тема 3.1 Путешествие Песочной улитки
Развитие умения создания миниатюрных сюжетных картин из песка. Развитие
22

чувства формы, детализации, глазомера, мелкой моторики рук. Воспитание
художественного вкуса. Рисование песком в разных техниках в соответствии с
заданным текстом.
Тема 3.2 Дома и города жителей Песочной страны
Развивать умение передавать архитектуру домов, соблюдая относительнуювеличину
частей. Закрепить
усвоенные ранее приемы рисования. Развивать эстетическое
восприятие,
творческое воображение. Рисование песком с использованием разной
техники рисования. (ребром, большим пальцем, щепотью)
Тема 3.3 Транспорт жителей Песочной страны
Рисование песком с использованием разной техники рисования. Закрепить и
расширить представления детей о транспорте. Продолжать знакомить детей со
свойствами песка и особенностями изобразительной деятельности на песке. Учить
достигать выразительности через более точную передачу формы, изображения мелких
деталей. Воспитывать аккуратность при работе с песком.
Тема 3.4 Портреты жителей Песочной страны
Рисование песком с использованием разной техники рисования. Развитие чувства
формы, пропорций человеческого лица. Закрепление умений передаватьэмоции через
мимику персонажей, как средство художественной выразительности.
Тема 3.5 Сказочные герои из Песочной страны
Рисование песком с использованием разной техники рисования. Развитие
познавательных процессов. Разрядка агрессивных импульсов и тревоги. Развитие
детализации в изображении сказочных персонажей.
Тема 3.6 Весна в Песочной стране
Рисование песком с использованием разной техники рисования. Развивать образную
память, воображение. Формировать умение работать над замыслом. Развивать
пространственные и композиционные навыки.
Тема 3.7 Лето в Песочной стране
Рисование песком с использованием разной техники рисования. Вызвать интерес к
созданию летнего пейзажа. Развивать художественный вкус, чувствоформы и цвета.
Тема 3.8 Осень в Песочной стране
Рисование песком с использованием разной техники рисования. Вызвать интерес к
созданию осеннего пейзажа. Развивать художественный вкус, чувство формы и цвета.
Тема 3.9 Зима в Песочной стране
Рисование песком с использованием разной техники рисования. Вызвать интерес к
созданию зимнего пейзажа. Развивать художественный вкус, чувство формы и цвета.
Закреплять графические навыки (рисунок разных линий).
Тема 3.10 Космическое путешествие. Диагностика.
Рисование песком с использованием разной техники рисования. Научить передавать
линией форму скафандра в рисунке. Учить понимать основные пропорции фигуры
человека, соотношение фигуры человека и ракеты.
3 (4) год обучения
Тема 4.1. «Путешествие в мир мультипликации» или «Песочная анимация, что это?»
Знакомство дошкольников с понятием песочная анимации и историей развития.
Тема 4.2. «Парад мульт-профессий»
Знакомство с профессиями людей, работающих в мультипликационнойстудии.
23

Развивать речь и творческое мышление, воспитывать положительную мотивацию к
занятиям в анимационной студии.
Тема 4.3. «Персонаж – кто это?»
Знакомство детей с характеристиками персонажа (характер, мимика, жесты,движения)
Тема 4.4. «Мой сказочный герой»
Создание собственного персонажа (рисунок и рассказ о нем)Тема
4.5. «Как снимают мультфильмы»
Знакомство детей с различными анимационными техниками, с материалами из
которых можно изготовить мультфильм.
Тема 4.6. Декорации. «Построим волшебный мир»
Знакомство детей с важными этапами создания мультфильма: сюжет,персонажи, фон,
декорации.
Тема 4.7. Знакомимся с цифровым фотоаппаратом».
Знакомство детей с приборами, необходимыми для съемки мультфильма.
Совершенствовать навыки техники безопасности в мультстудии. Элементарное
знакомство с процессом съемки.
Тема 4.8. Сюжет. «Сказочная история»
Знакомство детей с правилами составления сюжета (завязка, развязка, заключение).
Создание сюжета совместно со всеми детьми, используя созданных ранее персонажей.
Практическая работа по созданию мини-анимации.
Тема 4.9 «Как оживить картинку»
Развитие познавательного интереса к процессу создания мультфильма, умение
мыслить творчески, дополняя предложенный сюжет детальными прорисовками.
Тема 4.10 «Камера - мотор!»
Съемка мультфильма по заранее написанному сюжету
Тема 4.11.«Сказка оживает»
Развитие познавательного интереса к процессу создания мультфильма. Продолжение
съемки мультфильма.
Тема 4.12 «Фильм, фильм, фильм!»
Развитие умения работать в группе, согласуя свои действия с действиями других
членов группы. Воспитывать толерантное отношение к продуктам труда товарищей,
любознательность и активность собственной позиции.
Тема 4.13 «Мы – звукорежиссеры».
Формирование представлений об интонации, тембре, темпе речи у людей.
Тема 4.14. Наши эмоции. «От улыбки станет всем светлей»
Развитие эмоциональной сферы. Формирование адекватного представления об
эмоциональных состояниях людей. Продолжение знакомства с понятиями: идея, сюжет,
декорация, фон.
Тема 4.15 Мультфильм по стихотворению «Путешествие в страну настроений».
Герои сюжета. Разработка сюжета и съемка мультфильма по мотивам стихотворения
«Путешествие в страну настроений. Развивать умение создавать сценарий и декорации.
Развивать познавательный интерес к процессу создания мультфильма, творческое
мышление и воображение.
Тема 4.16. Мультфильм по стихотворению «Путешествие в страну настроений»
Мульт – команда: приемы работы с фотоаппаратом. Первый результат.
Тема 4.17. Мир вокруг нас «Пробуждение природы»
24

Побуждение детей к бережному отношению к природе. Развитие аккуратности и
ответственности. Развивать умение работать в группе, согласуя свои действия с
действиями других членов группы, развивать творческое мышление и воображение.
Тема 4.18. Всемирный день здоровья «На зарядку становись»
Формирование у детей потребности к здоровому образу жизни, о значении
двигательной активности в жизни человека. Развивать умение работать в группе, согласуя
свои действия с действиями других членов группы, развивать творческое мышление и
воображение.
Тема 4.19. Мое окружение «Сказка всей семьи»
Формирование уважительного отношения к старшим. Развитие у ребенка чувства
защищенности и уверенности. Привлечение в совместную деятельность по созданию
мультфильмов родителей с целью творческого взаимодействия.
Создание сюжета и съемка мультфильма «Цветочная
поляна».
Тема 4.20. Мои друзья. «Наши игры»
Формирование принадлежности к группе. Развитие доброжелательного отношения к
сверстникам. Создание сюжета «Наши игры».
Тема 4.21. Маленькие мультики своими руками. (Индивидуальные проекты).
Погружение в сказку. Познакомить детей с произведением. Разобрать с детьми общие
характеристики героев (внешний облик, характер и т.д) Разобрать с детьми произведение
по частям и этапам. Формировать навыки связной речи, умение использовать
разнообразные выразительные средства. Создание мультфильма по сценарию,
разработанному совместно с родителями и детьми.
2.3. Календарный учебный график
1 год обучения
Дата

День
недели

Тема занятия

1-4

Октябрь
1, 2 нед

Вторник
Четверг

4

5-8

Октябрь
3,4 нед

Вторник
Четверг

4

9-12

Ноябрь
1,2 нед

Вторник
Четверг

4

13-16

Ноябрь
3,4 нед

Вторник
Четверг

4

Количество
занятий

№

Вводное занятие.
Диагностика базовых знаний и
умений детей.
«Знакомство с песочным
человечком».
«Знакомство со свойствами
песка»
«Копаем – насыпаем»
«Дождик, дождик, веселей!»
«Вот ёжик – ни головы, ни
ножек!»
«Лесенка - чудесенка»
«Цветные заборчики»

25

Форма
занятия

Форма
контроля

Вводное
занятие

Наблюдение
Входная
диагностика

Занятиеэксперимент

Наблюдение

Занятиеигра

Наблюдение

Занятие- игра Наблюдение

17-20

Декабрь
1, 2 нед

Вторник
Четверг

4

«Необыкновенные
следы
жителей Песочной страны»
«В поисках клада»

Занятиеигра

Наблюдение

21-24

Декабрь
3,4 нед

Вторник
Четверг

4

«Мышки в норках»
«Волшебный круг»

Занятиеигра

Наблюдение

25-26

Январь
2 нед

Вторник
Четверг

2

«Баранки-калачи»

Занятиеигра

Наблюдение

27-30

Январь
3, 4 нед

Вторник
Четверг

4

«Светит солнышко»
«Строгий квадрат»

Занятиеигра

Наблюдение

Февраль
1,2 нед
35-38 Февраль
3,4 нед

Вторник
Четверг
Вторник
Четверг

4

Занятиеигра
Занятиеигра

Наблюдение

Вторник
Четверг

4

«Обведи и укрась фигуру»
«Гараж для машины»
«Домишки для
муравьишки»
«Путешествие к гномам в
горы»
«Упрямый прямоугольник»
«Украсим коврик»

Занятие
-игра

Наблюдение

Март
3,4 нед
47-50 Апрель
1,2 нед

Вторник
Четверг
Вторник
Четверг

4

«Есть у нас огород…»
«Веселый овал»
«Путешествие
золотой
рыбки»
«Волшебный цветок»

Занятиесказка
Занятие
-игра

Срез знаний

51-54 Апрель
3, 4 нед
55-58
Май
1,2 нед

Вторник
Четверг
Вторник
Четверг

4

Занятиеигра
Занятиеигра

Наблюдение

Вторник
Четверг

4

«Смешная спираль»
«Леденцы на палочке»
«Искупай утѐнка»
«Непредсказуемый
зигзаг».
Инсценировка сказки
«Колобок»
Итоговые
занятия.
Диагностика

31-34

39-42

Март
1,2 нед

43-46

59-62

Май
3, 4нед

4

4

4

Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение

Обобщающие Анализ

2 год обучения
1-2

Октябрь
1 нед

Вторник
Четверг

2

3-4

Окттябрь
2 нед

Вторник
Четверг

2

5-8

Октябрь
3-4 нед

Вторник
Четверг

4

Знакомство с «Песочной
страной».
Овощи Песочной страны.
«Помидор,
кабачок,
баклажан».
Овощи Песочной страны.
«Морковь,
свекла,
картофель»
Фрукты Песочной страны.
«Груша, яблоко, абрикос»
Фрукты Песочной страны.
«Апельсин, банан, ананас»

26

Занятие
-игра

Наблюдение

Занятиеигра

Наблюдение

Занятиеигра

Наблюдение

9-12

Ноябрь
1-2 нед

Вторник
Четверг

4

Ягоды Песочной страны.
«Смородина, вишня» Ягоды
Песочной страны.
«Виноград»
Цветы «Песочной страны».
«Ромашка» «Одуванчик»
Деревья «Песочной страны».
«Упражнения с палочками»
«Березки. Елочки» Насекомые.
«Гусеница, паучок, бабочкикрасавицы»

13-16

Ноябрь
3-4 нед

Вторник
Четверг

4

17-20

Декабрь
1, 2 нед

Вторник
Четверг

4

21-24

Декабрь
3,4 нед

Вторник
Четверг

4

Птицы «Песочной страны».
«Курица с цыплятами»
«Отпечатки»

25-26

Январь
2 нед

Вторник
Четверг

2

Наблюдение

27-30

Январь
3, 4 нед

Вторник
Четверг

4

31-34

Февраль
1,2 нед

Вторник
Четверг

4

35-38

Февраль
3,4 нед

Вторник
Четверг

4

39-42

Март
1,2 нед

Вторник
Четверг

4

43-46

Март
3,4 нед

Вторник
Четверг

4

47-50

Апрель
1,2 нед

Вторник
Четверг

4

51-54

Апрель
3,4 нед

Вторник
Четверг

4

55-58

Май
1,2 нед

Вторник
Четверг

4

«Морские жители «Песочной
Занятие
страны»
-игра
«Морское чудище»
«Морская
сказка»
ЗанятиеДомашние животные
игра
«Песочной страны»
«Бабушкин дворик»
«На ферме».
Занятие
Дикие животные Песочной
-игра
страны
«Приключения
зайчонка».
«Городок игрушек».
Занятие
«Пирамидка»
-игра
«Матрешка»
«Будка для Шарика»
Занятие
«Выложи из палочек дом для путешествие
пчел»
«Путешествие
Песочной
Занятиеулитки»
игра
«Дома и города жителей
Песочной страны»
«Транспорт
жителей
ЗанятиеПесочной страны»
игра
«Портреты
жителей
Песочной страны»
«Сказочные герои из
ЗанятиеПесочной страны»
игра
«Весна в Песочной стране»
«Лето в Песочной стране»
Занятие«Осень в Песочной стране»
игра

59-62

Май
3,4 нед

Вторник
Четверг

4

«Зима в Песочной стране»
Космическое путешествие

Итоговая
диагностика

3 (4) год обучения
27

Занятие
- игра

Наблюдение

Занятиеигра

Наблюдение

Занятиепутешествие

Наблюдение

Занятие
-игра

Наблюдение

Занятиемониторинг

Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение

1-2

Октябрь
1нед

Вторник
Четверг

2

3-4

Октябрь
2 нед
Октябрь
3 нед

Вторник
Четверг
Вторник
Четверг

2

«Путешествие в мир
мультипликации» или
«Песочная анимация, что
это?»
«Парад мультпрофессий»

2

«Персонаж – кто это?»

7-8

Октябрь
4 нед

Вторник
Четверг

2

«Мой сказочный герой»

9-10

Ноябрь
1нед

Вторник
Четверг

2

11-12

Ноябрь
2 нед

Вторник
Четверг

13-14

Ноябрь
3 нед

15-16

Занятиеигра

Наблюдение

Занятиеигра
Занятиеигра

Наблюдение

Занятие
- игра

Наблюдение

«Как снимают
мультфильмы»

Занятиеигра

Наблюдение

2

Декорации. «Построим
волшебный мир»

Наблюдение

Вторник
Четверг

2

Знакомимся с цифровым
фотоаппаратом».

Занятиепутешес
твие
Занятие
-игра

Ноябрь
4 нед

Вторник
Четверг

2

Сюжет. «Сказочная история»

17-18

Декабрь
1 нед

Вторник
Четверг

2

19-20

Декабрь
2 нед

Вторник
Четверг

21-22

Декабрь
3нед

23-24

5-6

Наблюдение

Наблюдение

Занятиеигра

Наблюдение

«Как оживить картинку»

Занятие
-игра

Наблюдение

2

«Камера - мотор!»

Занятие
-игра

Наблюдение

Вторник
Четверг

2

«Сказка оживает»

Наблюдение

Декабрь
4нед

Вторник
Четверг

2

«Фильм, фильм, фильм!»

Занятие
путешес
твие
Занятиеигра

25-26

Январь
2 нед

Вторник
Четверг

2

Мы - звукорежиссеры

Занятиеигра

Наблюдение

27-28

Январь
3 нед

Вторник
Четверг

2

Занятиеигра

Наблюдение

29-30

Январь
4 нед

Вторник
Четверг

2

Наши эмоции.
«От улыбки станет всем
светлей»
Мультфильм по
стихотворению
«Путешествие в страну
настроений»
Герои сюжета.

Занятиеигра

Наблюдение

28

Наблюдение

31-38

Февраль1- Вторник
4 нед
Четверг

8

Мультфильм по
стихотворению
«Путешествие в страну
настроений»
Мульт – команда: приемыработы с
фотоаппаратом. Первый
результат.
Мир вокруг нас
«Пробуждение природы»

Занятие
игра

Наблюдение

Занятие
игра

Наблюдение

Занятиеигра

Наблюдение

39-42

Март
1-2 нед

Вторник
Четверг

4

43-46

Март
3-4 нед

Вторник
Четверг

4

Всемирный день здоровья
«На зарядку становись»

47-50

Апрель
1-2 нед

Вторник
Четверг

4

Мое окружение
«Сказка всей семьи»

Занятиеигра

Наблюдение

51-54

Апрель
3-4 нед

Вторник
Четверг

4

Мои друзья.
«Наши игры»

Занятиеигра

Наблюдение

55-62

Май
1-4 нед.

Вторник
Четверг

8

Маленькие мультики своими
руками. (Индивидуальные
проекты).

Занятиясоздание
мультфи
льмов

Наблюдение

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1
Материально – техническое обеспечение образовательного процесса
Для реализации и грамотной организации учебного процесса необходимо иметь:
- Отдельный кабинет с возможностью его затемнения, источники дополнительного
освещения (настольные лампы, подсветку), затемняющие шторы.
- Кабинет должен быть оборудован световыми песочными столами, ящикамис внутренней
подсветкой, оборудованием для переноса изображения на экран (видео камеры, проектор,
компьютер)
- Музыкальный центр с аудиозаписями, световые приборы сенсорнойкомнаты.
- Медиа проектор и экран, контейнеры с фигурками-миниатюрами, формочкидля песка.
- Непрозрачная ткань, влажные салфетки.
Оборудование «песочницы»:
Песок – природный карьерный или горный, искусственный кварцевый, кинетический,
«лунный», возможно заменить его манной крупой, иными сыпучими веществами - соль, манка,
мука, крахмал, кофе, рис, горох (песком заполняется 1/3 ящика).
- Песок, используемый для занятий, может быть сухой и мокрый, бесцветныйи цветной.
- Набор игрового материала (хранится в пластиковых контейнерах с отверстиями):
лопатки, широкие кисточки, сита, воронки; разнообразные
пластиковые формочки разной величины — геометрические; изображающие животных,
транспорт, людей; формочки для теста, трафареты, мозайки, пуговицы, массажные мячики
средние, массажные мячики «Су-Джок»; миниатюрные игрушки (высотой 5–10 см),
изображающие людей разного пола и возраста, различных животных и растения, транспорт и пр.
29

игрушки из «киндер-сюрпризов».
- Разные вещи: пуговицы, перья, монетки.
- Природные материалы: ракушки, веточки, камни, крышечки.
- Соединяющие игрушки: лестницы, веревки, камни, зернышки, фасоль.
- Пластиковые или деревянные буквы и цифры, различные геометрические фигурки.
- Приспособления: «расчески» для песка из пластиковых лотков, «разравниватель» для
песка (из деревянной дощечки и дверной ручки), т.е. все, что встречается в окружающем мире,
что может занять достойное место в «коллекции»педагога.
3.2. Методические материалы
Методическими материалами служат публикации, пособия, специальная литература:
- Фотографии детских рисунков, изображенных на песочных столах;
- Подборка слайдовых презентаций, мультфильмов рисованных в технике песочного
рисования;
- Специальная, справочная и методическая литература;
- Наборы наглядных пособий по темам программы;
- Методические разработки и памятки по использованию песочной терапии в развитии
речи детей;
- Конспекты занятий, подборки текстов сказок, рассказов, стихотворений,чистоговорок,
пальчиковых игр, игрового массажа.
3.3.Методическое обеспечение
При разработке Программы использовались следующие литературные источники,
представленные в данном перечне в порядке, учитывающем значимость и степень влияния их
на содержание Программы.
1. Зеленцова – Пешкова Н.В. Элементы песочной терапии в развитии детейраннего
возраста. Санкт-Петербург. ДЕТСТВО-ПРЕСС.2015
2. Зейц М. Пишем и рисуем на песке. –М.: Инт.2020
3. Макарова Е.А., Балаева Н.А. Программа «Путешествие по Песочнойстране». СанктПетербург. 2014.
4. Грабенко Т.А., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие и
адаптационные игры. – СПб, 2002.
5. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Чудеса на песке.2020.
6. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми. – СПб., 2016.
7. К логопеду или в песочницу. «Обруч», №5, 2015.
8. Сакович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту. – СПб., 2016.
9. Эль Г.Н. Человек, играющий в песок. Динамичная песочная терапия. – СПб,2017.
10. Штейнхард Л. Юнгианская песочная психотерапия. – СПб, 2021.
11. Пешкова Н.В. Развивающие занятия
с детьми раннего возраста:
простыесекреты успешной работы. – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014;
12. Якимчук О. Опыт использования песка в гештатльт-терапии./сост. И редактор
Д.Н.Хломов.- М.:Московский гештальт-институт, 2012.
13. Андреенко Т.А. Использование кинетического песка в работе с дошкольниками. СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017.- 128с.
14. Епанчинцева О.Ю. Роль песочной терапии эмоциональной сферы детей дошкольного
30

возраста: Конспекты занятий. Картотека игр. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВОПРЕСС», 2015.- 80с.
15. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Г. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии/ Т.Д.
Зинкевич- Евстигнеева, Т.М. Грабенко. – СПб.: Издательство «Речь», 20017.
16. Зейц М. Пишем и рисуем на песке. Практические рекомендации. –М.2020.
17. Сакович, Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту/ Н.А. Сакович. – СПб.:
Издательство «Генезис»,2015.
18. Тупичкина Е.А. Мир песочных фантазий: Программа обучения детей рисованию
песочных картин в технике «Sand-Art» (для детей дошкольного и младшего школьного возраста).
- М .: АРКТИ.2017.-112с.

31

Приложение 1

май

октябрь

май

октябрь

май

октябрь

май

октябрь

май

октябрь

май

октябрь

Диагностическая карта
для определения достижений обучающихся по программе
«Искусство песка»
Содержательная составляющая программы – обучение песочной анимации.
Направленность – художественная.
Руководитель – Маева Н.В.
Учебный год – 2022-2023г
№ Ф.И. ребенка,
Параметры диагностики
п/
группа
п
Цветовосприятие Передача
Передача Простран
ХудТворческие
формы
величины ственная эстетичес проявления
ориентация
кое
развитие

1
2
3
Условные обозначения диагностики:
(*) – программа освоена.
(+) - программа освоена в полном объеме.
Выводы (октябрь)…..(текстом)
Выводы (май)….. (текстом)
Сроки диагностики: Входная диагностика – октябрь, Итоговая диагностика – май.
Для оценки овладения ребенком изобразительной деятельностью выделены следующие
критерии:
– цветовосприятие;
– передача формы;
– передача величины;
– пространственная ориентация;
– художественно-эстетическое развитие;
– развитие творческих способностей.
Целевые ориентиры освоения программы:
Ребенок может выделять цветовые эталоны, проводить действия идентификации предметов и
их изображений по цвету, цветовые сочетания выстраивает по образцу.
У него развиты умения в рисовании, в изображении простых предметов. Он может
сгруппировать предметы по цвету, форме и величине.
Ребенок знает названия цветов (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный). Обращает
внимание на подбор цвета, соответствующего изображаемому предмету. У него развито умение
ритмично наносить линии.
32


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».