1.
Основные характеристики
1.1.
Пояснительная записка
Дополнительная
общеразвивающая
«Игралочка»
общеобразовательная
программа
(далее
–
программа
–
физкультурно-спортивной
Программа)
направлена
дополнительная
направленности
повышение
двигательной
активности детей раннего возраста через организацию подвижных игр.
Программа раскрывает содержание и организацию образовательной
деятельности на уровне дошкольного образования.
Актуальность программы
Актуальностью данной образовательной области служат проблемы
физического развития дошкольников, развитие физических качеств, таких как
скорость, сила, гибкость, выносливость, координация, улучшение состояния
здоровья детей через использование подвижных игр и упражнений, и как
следствие этого, развитие физических качеств, накопление и обогащение
двигательного опыта у детей младшего дошкольного возраста.
По данным отечественных исследователей одной из причин резкого
снижения уровня здоровья детей является дефицит двигательной активности.
Забота о физическом развитии детей занимает во всем мире приоритетные
позиции, поскольку любой стране нужны гармонично развитые, активные
личности.
Большое значение для развития физических качеств детей младшего
возраста оказывают подвижные игры.
Во время игровой деятельности ребенок акцентирует свое внимание на
движение своего тела, что и как работает, от чего это происходит и зависит.
Веселые стихи и музыка, сопровождающие упражнения, способствуют
эмоциональному подьему. Дети с удовольствием выполняют предложенные
задания.
Актуальность данной программы объясняется высоким запросом на
реализацию
данной
программы
со
стороны
родителей
(законных
представителей) обучающихся образовательной организации.
Основанием для проектирования и реализации Программы являются
нормативно — правовые документы:
1.
Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
2.
Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 №295-Ф «О
внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в
Российской Федерации».
3.
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.).
4.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации
от 31 марта 2022 г. № 678-р.
5.
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. №996-р).
6.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи».
7.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП
1.2.3685- 21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания».
8.
Приказ Министерства просвещения России от 27.07.2022 N 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным
программам».
9.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
03.09.2019 №467 «Об утверждении Целевой модели региональных
систем дополнительного образования детей».
10.
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации»
(вместе
проектированию
с
«Методическими
дополнительных
рекомендациями
общеразвивающих
по
программ
(включая разноуровневые программы)».
11.
Приказ
Министерства
образования
и
молодежной
политики
Свердловской области от 30.03.2018 г. №162-Д «Об утверждении
Концепции развития образования на территории Свердловской
области на период до 2035 года».
12.
Приказ
Министерства
образования
и
молодежной
политики
Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении
Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в
социальной сфере «Реализация дополнительных общеразвивающих
программ» в соответствии с социальным сертификатом».
13.
Устав МБДОУ детского сада № 421
Согласно
ФЗ
самостоятельно
№273
(ст.12.
разрабатываются
п.5) образовательные
и
утверждаются
программы
организацией,
осуществляющей образовательную деятельность.
Отличительные особенности программы, новизна программы
Отличительная особенность данной программы заключается в том, что
структура занятий построена таким образом, что теоретические знания ребенок
получает одновременно с практикой, что является наиболее продуктивным и
целесообразным в процессе физического образования и развития детей с
дошкольного детства. Учитывается индивидуальный подход к каждому ребенку во
время игр и упражнений. Сюжеты, правила и сами игры несложны, но они вполне
допускают выполнение заданий в соответствии с возможностями каждого ребенка.
Адресат
Возраст детей: программа предназначена для детей дошкольного возраста
от 2 до 3 лет, не имеющих противопоказаний к занятиям физической культурой,
без предварительной подготовки.
Возрастные особенности обучающихся:
•
Двигательные
навыки. Возраст
от 1 до 3 лет
в психологии
называют
«ходячим детством». Главный навык этого периода — хождение. С точки
зрения физиологии — это настоящий прогресс в крупной моторике. С точки
зрения психологии — не меньшее открытие новых возможностей для
познания окружающего мира.
•
Координация движения. В 2 года дети обычно уже уверенно ходят, бегают,
прыгают, поворачиваются, наклоняются, изменяют направление движения,
ходят задом, осваивают подъем и спуск по лестнице. Для равновесия малыши
часто двигаются, растопырив руки. Также при быстром движении им бывает
трудно остановиться. Нужно быть готовым, что малыши в этом возрасте
часто падают. Это связано с неразвитой координацией движения. Неловкость
движений у детей сохраняется вплоть до подросткового возраста.
•
Пропорции тела. Центр тяжести у малышей 2 лет смещен вверх. Это
объясняется слишком длинным туловищем и руками, но короткими ногами.
Живот у маленьких детей выпячивается вперед, спина прогибается назад.
Такая конституция объясняется объемом внутренних органов, которые
не помещаются в брюшной полости, и считается нормой. Также у малышей
по сравнению
с туловищем
большая
голова.
Это
также
считается
анатомической возрастной нормой. Форма и размер головы нередко связана
с наследственностью.
•
Особенности
скелета
и податливые,
в них
и мышечной
много
массы. Кости
хрящевой
ткани.
скелета
Процесс
мягкие
окостенения
не завершен, но кости черепа и хребта уже довольно крепкие. В два года
у ребенка еще остаются пухлые щеки, ямочки в локтевых и коленных сгибах,
складки на руках и ногах. Но постепенно при активном физическом развитии
жировая ткань замещается мышечной.
•
Рост ребенка в 2 года. На рост ребенка влияет климат, питание, физические
нагрузки, экологическая обстановка. Но главный фактор — это все-таки
наследственность.
Средний
показатель
роста
мальчика
в 2 года:
от 84 до 89 см. Высоким считается малыш, у которого отметка роста
превышает
95 см.
Средний
рост
девочки
в 2 года
немного
ниже:
от 83 до 87,5 см. О тенденции отставания или патологическом быстром росте
может судить только специалист после ряда обследований. В первую очередь
нужно проконсультироваться с эндокринологом.
Принципы и подходы к формированию программы:
1. Принцип игровой и эмоциональной направленности основан на том, что
занятия с детьми должны быть интересными, побуждать к активной
деятельности, содержать игровые и соревновательные моменты. Это
облегчает процесс запоминания, придает тренировочному процессу
привлекательную форму, повышает эмоциональный фон.
2. Принцип инициативности и творчества (креативности) предусматривает
целенаправленную работу инструктора по применению нестандартных
упражнений, творческих игр, направленных на развитие выдумки,
творческой инициативы, артистизма и воображения;
3. Принцип самореализации через двигательную деятельность обуславливает
самоутверждение ребенка через танцевальные элементы с фитболом,
соревновательные моменты, показательные выступления, содействует
раскрепощенности, развивает уверенность в своих силах;
4. Принцип социализации ребенка подразумевает вовлечение ребенка в
групповую
двигательную
деятельность,
в
совместное
решение
двигательных задач, чтобы его двигательное поведение в процессе занятий
было составной частью системы двигательных действий всей группы;
5. Принцип подготовки к обучению в школе осуществляется через:
укрепление здоровья, способствующее безболезненному переходу ребенка
с систематическому обучению; обеспечение высокого уровня физических
качеств и сформированности двигательных навыков, что поможет ребенку
успешно овладеть школьной программой по физической культуре;
развитие с помощью физических упражнений качеств, обеспечивающих
успешность учебной деятельности вообще, в частности же по предметам,
не имеющим отношение к физической культуре; формирования у детей
умения эффективно использовать время отдыха и организовать свой досуг,
используя физические упражнения.
Особенности организации образовательного процесса: групповая работа в
одновозрастном составе, в количестве не более 18 детей.
Учебные группы комплектуются из детей, посещающих ДОУ и не имеющих
противопоказаний для занятий физической культурой.
Режим занятий
Продолжительность одного академического часа – 10 минут.
Перерыв между учебными занятиями – 10 минут.
Общее количество часов в неделю – 2 часа.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу.
Объем программы - 80 часов.
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Особенности организации образовательного процесса
Формы обучения
Форма реализации Программы – очная, групповая.
Виды занятий
Практические занятия, включающие в себя беседы и рассказ. Занятия
строятся по классической традиционной схеме: вводная часть, разминка,
основная и заключительная.
Ключевым моментом в Программе при организации занятий по детской
аэробике является сюжетно-игровая направленность действий детей, которая
строится на основе сюжетно-игровой ситуации.
Для успешного решения задач используются следующие методы и приемы:
1. Организационные:
•
Наглядные (показ педагога, рецептивный);
•
Словесные (описание, объяснение, название упражнений);
•
Практические (повторение, упражнений);
•
Поточный (при котором каждая группа одна за другой без
пауз выполняет упражнение);
•
Игровой (исключает принуждение к учению, где идет
обучение через игру и соревнование).
•
Метод строго регламентированного упражнения (заключается в том,
что каждое упражнение выполняется в строго заданной форме и с точно
обусловленной нагрузкой).
•
Круговая тренировка:
Разновидности круговой тренировки:
-
по
методу
непрерывного
упражнения
(преимущественная
направленность на выносливость);
-
по методу интервального упражнения с жесткими интервалами отдыха
(преимущественная направленность на силовую и скоростную
выносливость);
-
по методу интервального упражнения с полными интервалами отдыха
(преимущественная
направленность
на
силу,
ловкость
и
специализированную выносливость).
2.
Мотивационные (убеждение, поощрение);
Процесс обучения гимнастическому упражнению представляет собой
определенную систему действий педагога и ребенка. Эти действия имеют
осмысленную связь и последовательно распределены во времени. Поочередное
решение конкретных задач обучения обуславливает возможность выделения
отдельных
этапов.
В
данном
случае
рассматривается
период
непосредственного разучивания упражнения, в котором выделяются три
взаимосвязанных
этапа
обучения:
начальное
разучивание,
углубленное
разучивание, закрепление и совершенствование движения.
Формы подведения итогов реализации Программы
Завершает программу практическое занятие, в процессе которого педагог
оценивает уровень развития ребенка, овладения навыками и умениями по
определенным критериям.
1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы
Цель Программы: повышение двигательной активности детей раннего
возраста и развитие физических качеств через организацию подвижных игр.
Задачи:
Образовательные:
1. Развивать
познавательный
интерес
к
особенностям
движения
и
передвижении человека, о системе дыхания, о способах простейшего
контроля над деятельностью этих систем.
2. Обучать основным видам движений через использование игр.
Развивающие:
1. Развивать и совершенствовать основные физические качества: ловкость,
силу, быстроту, гибкость, двигательные умения и навыки.
2. Способствовать развитию моторики, внимания, правильному дыханию,
равновесия, развитию координации движений.
3. Совершенствовать умение ориентироваться в пространстве, действовать по
сигналу воспитателя.
Воспитательные:
1. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
2. Воспитывать интерес к физической культуре.
1.3 Содержание общеразвивающей программы
1.3.1 Учебный план
Месяц
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Тема
Задачи
Модуль «Занятия с мячом в спортивных играх»
«Безопасный мяч» Формировать знания об общих понятиях о гигиене и технике безопасности на
занятиях: гигиенические требования к одежде и обуви, личная гигиена,
техника безопасности на занятиях.
«Спортивные игры Формировать представление о спортивных играх с мячом.
с мячом»
«Что мы умеем»
Выявить уровень сформированности у детей двигательных навыков.
«Прыткий мячик»
Развивать умение бегать в разных направлениях и в разном темпе.
«Мяч – мой друг»
Развивать умение прыгать отталкиваясь двумя ногами одновременно.
«Зайчики»
Формировать умение катать мяч друг другу.
Модуль «Детская аэробика»
«Знакомство
с Развивать умение сочетать упражнения и произношение четверостиший и
аэробикой»
звуков одновременно.
«Интересная
Развивать умение удерживать устойчивое равновесие.
аэробика»
Модуль «Занятия с мячом в спортивных играх»
«Попади в цель!»
Развивать умение удерживать равновесие, выполняя игровые упражнения.
Развивать умение ориентироваться в пространстве, выполняя условие.
«Меткий стрелок»
«Ловкий мяч»
Развивать умение ползать между пирамидами, подлезать под воротики, лазать
«По
ровненькой по гимнастической стенке.
дорожке»
«Сверху вниз!»
Развивать умение бегать оббегая препятствия, меняя направление.
«Точно в цель!»
Модуль «Детская аэробика»
«Посадили репку»
Развивать умение ползать и лазать на четвереньках, выполнять хлопки руками
«Вытянули репку» под музыку с произношением звуков.
Модуль «Занятия с мячом в спортивных играх»
«Волшебник
Развивать умение прыгать из стороны в сторону отталкиваясь двумя ногами.
Изумрудного
Количество часов
Теория Практика Всего
1
0
1
1
0
1
0
0
0
0
1
1
1
1
1
1
1
1
1
0
1
1
0
1
0
0
0
1
1
1
1
1
1
0
1
1
0
0
1
1
1
1
0,5
0,5
0,5
0,5
1
1
0
1
1
Декабрь
Январь
города»
«По
желтой
дорожке»
«Друзья»
Развивать умение метать мяч двумя руками от груди.
«Вместе с мячом»
«Перепрыгни»
Развивать координационные способности и умение держать равновесие в
подвижных играх.
«Большое
препятствие»
Модуль « Детская аэробика »
«В гостях у сказки» Развивать умение выполнять движения руками в различном темпе, выполнять
«Кот, петух и лиса» упражнения руками под музыку в различном темпе.
Модуль «Занятия с мячом в спортивных играх»
«Между небом и Развивать умение быстро ориентироваться в пространстве, выполняя условие
землей»
игры.
«На границе»
«Белочка»
Развитие умение лазать по гимнастической стенке в стороны, вверх и вниз.
«Соберем урожай»
«Далеко-далеко»
Развивать умение бегать, выполняя игровое движение.
«Вместе в путь»
Модуль «Детская аэробика»
«Колобок
– Развивать умение выполнять общеразвивающие упражнения под музыку с
румяный бок»
притопом. Развивать умение выполнять удары ногой на каждый счет и через
счет и произношение звуков.
«Зимнее
путешествие
колобка»
Модуль «Занятия с мячом в спортивных играх»
«Узкая тропинка»
Развивать умение прыгать, отталкиваясь поочередно правой и левой ногой.
«Ты мой друг и я Развивать умение прыгать в длину.
твой друг»
«Скок-скок»
Развивать умение метать мяч в длину.
«Вперед
к Развивать умение держать равновесие и выполнять упражнения на баланс.
приключениям!»
«Навстречу
Развивать умение ориентироваться в пространстве при помощи звуков и
новому»
опознавательных знаков.
0
1
1
0,5
0
0
0,5
1
1
1
1
1
0
1
1
0
0
1
1
1
1
0
1
1
0
0
0
0,5
0
1
1
1
0,5
1
1
1
1
1
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0
1
1
0
1
1
0,5
0,5
1
0
1
1
0,5
0,5
1
Февраль
Март
Апрель
«Высокая башня»
Модуль «Детская аэробика»
«Медведь»
Развивать умение выполнять хлопки и притопы под счет, поочередно с
«Два
жадных имитацией звуков. Развивать умение поднимать и опускать руки впереди по
счету под музыкальное сопровождение.
медвежонка»
Модуль «Занятия с мячом в спортивных играх»
«Скачки»
Развивать умение подлезать под предметы и лазать по гимнастической стенке.
«Солнечный круг» Совершенствовать умение бегать с препятствиями, выполняя действие.
«Дружный круг»
«Капли»
Развивать умение прыгать в высоту и с высоты.
«Дождик»
«Высоко и далеко» Развивать умение бросать мяч правой и левой рукой по отдельности.
Модуль «Детская аэробика»
«Друзья из сказок» Совершенствовать умение удерживать устойчивое равновесие, правильное
«Волк и семеро дыхание, ходить в разных направлениях.
козлят»
Модуль «Занятия с мячом в спортивных играх»
«Через болото»
Совершенствовать умение бросать мяч двумя руками от груди.
«Волшебный
Совершенствовать умение удерживать равновесие выполняя различные
мячик»
движения на одной ноге.
«Через поле»
Совершенствовать умение ориентироваться в пространстве опираясь на
звуки.
«Через лес»
«На лугу»
Развивать умение подлезать под воротики.
«Интересная игра» Совершенствовать умение ползать и пролезать на четвереньках.
Модуль «Детская аэробика»
«Коза-козочка»
Совершенствовать умение держать равновесие в разных исходных
положениях.
«Коза-лапотница»
Модуль «Занятия с мячом в спортивных играх»
«Скок-поскок»
Развитие умения прыгать из стороны в сторону, на одной ноге.
«Попрыгунчики»
«Играем с морем»
Развивать умение занимать фиксированную позицию в движении.
«Цепочка дружбы» Совершенствовать умение бегать оббегая препятствия.
«Ловкий
Развивать умение подбрасывать мяч двумя руками наверх и ловить его двумя
баскетболист»
руками.
0
1
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0
0,5
0
0
0
0
1
0,5
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
0,5
0,5
1
0
1
1
0
1
1
0
1
1
0,5
0
0
0
0,5
1
1
1
1
1
1
1
0,5
0,5
0,5
0,5
1
1
0
0
0
0
1
1
1
1
1
1
1
1
0
1
1
Май
Июнь
«Быстрый
баскетболист»
Модуль «Детская аэробика»
«Сказочные
Развивать умение через произвольные движения проявлять эмоциональную
мишки»
раскрепощенность. Совершенствовать умение двигать руками в различном
темпе.
«Три медведя»
Модуль «Занятия с мячом в спортивных играх»
«На батуте»
Развивать умение прыгать из стороны в сторону толчком одной ноги.
«Есть контакт!»
Развивать умение выполнять эстафеты с передачей мяча.
«Фокусы»
Совершенствовать умение удерживать равновесие на опоре
«Юные
Развивать умение подлезать под препятствие и лазать по гимнастической
баскетболисты»
стенке.
«Игра – Баскетбол»
«Улучшаем
Совершенствовать умение ориентироваться в пространстве опираясь на
навыки»
окружающую среду (звуки, ориентиры).
Модуль «Детская аэробика»
«Лесной дом»
Развивать умение ходить, совершая попеременное движение руками и
«Маша и медведь» произнося звуки.
Модуль «Занятия с мячом в спортивных играх»
«Звонкий мяч»
Совершенствовать умение прокатывать мяч по условию.
«Далеко-далеко…» Совершенствовать умение метать мяч поочередно правой и левой рукой в
даль.
«Мы друзья!»
Совершенствовать умение бегать, выполняя условие (присесть, подпрыгнуть,
смена направления)
«Твердый – мягкий! Развитие умения метать набивной мяч.
«Диагностика»
Выявить уровень сформированности физических качеств у детей – бег,
прыжки, ловкость, равновесие, лазание, ползание, взаимодействие с мячом.
«Спортивные игры Представить результаты обучения детей по программе.
с мячом»
Модуль «Детская аэробика»
«Диагностика»
Выявить уровень сформированности у детей уровня сформированности
физических качеств – быстрота, ловкость, гибкость, выносливость,
равновесие. Выявить уровень сформированности у детей представлений о
здоровом образе жизни и способах укрепления здоровья.
«Путешествие
в Представить результаты обучения детей по программе.
0
1
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
1
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0
1
1
0,5
0
0,5
1
1
1
0
1
1
0
1
1
0
1
1
0
1
1
0
1
1
0
1
1
0
1
1
0
1
1
страну йоги»
Итого:
15
65
80
1.4 Планируемые результаты
В
результате освоения
данной
программы
ребенок
демонстрирует
положительное отношение к разнообразным физическим упражнениям, проявляет
интерес к отдельным двигательным действиям (бросание и ловля мяча, ходьба, бег,
прыжки) и подвижным играм. Ребенок с интересом включается в подвижные игры,
стремиться к выполнению правил и основных ролей в игре; выполняет простейшие
правила построения и перестроения, выполняет ритмические упражнения под
музыку.
А также:
К концу учебного года у детей должны сформироваться быстрота, ловкость,
уверенность, активность, эмоциональная отзывчивость, умение управлять своим
поведением.
2. Организационно-педагогические условия
2.1 Календарный учебный график
№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Основные характеристики образовательного
процесса
Количество учебных недель
Количество учебных недель в I полугодии
Количество учебных недель во II полугодии
Количество учебных дней
Количество учебных часов в неделю
Количество учебных часов
Начало учебного года
Выходные праздничные дни
9.
Окончание учебного года
80
18
22
80
2
80
01.09.2024
04.11.2024
24.02.2025
10.03.2025
01-02.05.2025
09.05.2025
30.06.2025
2.2 Условия реализации программы
2.2.1 Материально- техническое обеспечение
Модуль «Занятия с мячом в спортивных играх»
Спортивное оборудование: обручи, мячи разных размеров, ленточки,
скакалки, гимнастические скамейки, дуги, ребристая доска, массажные коврики,
канат, кубики, стойки, кегли, мягкие игрушки, мешочки с песком, набивные мячи.
Требования к оборудованию: Оборудование расположено так, чтобы дети
мог ли свободно подходить к нему, самостоятельно пользоваться, не мешая друг
другу. Главное требование, предъявляемое к детскому спортивному оборудованию
– безопасность. С целью обеспечения страховки, предотвращения травматизма
используется набор больших и малых матов.
2.2.2 Кадровое обеспечение Требования к квалификации.
Высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках
укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и
специальностей среднего профессионального образования "Образование и
педагогические
науки"
или
Высшее
образование
либо
среднее
профессиональное образование в рамках иного направления подготовки
высшего
образования
и
специальностей
среднего
профессионального
образования при условии его соответствия дополнительным общеразвивающим
программам,
дополнительным
предпрофессиональным
программам,
реализуемым организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и
получение при необходимости после трудоустройства дополнительного
профессионального образования по направлению подготовки "Образование и
педагогические
науки"
или
успешное
прохождение
обучающимися
промежуточной аттестации не менее чем за два года обучения по
образовательным программам высшего образования по специальностям и
направлениям подготовки, соответствующим направленности дополнительных
общеобразовательных программ.
2.2.3 Методические материалы
1. Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А. Физическая культура. Упражнения и
игры с мячами: Метод. пособие. – М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2006;
2. Николаева Н.И. Здоровячок: Учебно-методическое пособие для педагогов и
специалистов дошкольных образовательных учреждений. – СПб.: Детствопресс,2008;
3. Овчинникова Т. С, Потапчук А. А. Двигательный игротренинг для
дошкольников. — СПб.: Речь; М.: Сфера, 2009;
4. Теория и методика физической культуры дошкольников: Учеб. Пособие
для студентов академий, университетов, институтов физической культуры
факультетов физической культуры педагогических ВУЗов / под. Ред. С.О.
Филипповой, Г.Н.Понамарев. – СПб.: «Детство-пресс», М., ТЦ «Сфера»
2008;
5. Формирование двигательной сферы детей 3-7 лет: фитбол-гимнастика:
конспекты занятий/ авт. Сост. Н.М. Соломенникова, Т.Н. Машина.Волгоград: Учитель, 2011 г.;
6. Шебеко В.Н. Занятия по физической культуре в детском саду: Обучение и
творчество: Ст. дошк. Возраст: Пособие для педагогов дошк. учреждений/
В.Н. Шебеко. – Мн.: Университетское, 2001;
7. Яковлева Л.В., Юдина Р.А. Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет:
Пособие
для педагогов дошк. учреждений: В 3 ч. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС,
2003. – Ч. 1: Программа «Старт». Методические рекомендации;
8. Овчинникова Т., Черная О., Баряева Л. Игры, занятия и упражнения с
мячами, на мячах, в мячах. Обучение, коррекция, профилактика: Учебно –
методическое пособие. СПб, КАРО, 2010;
9. Сайкина Е.Г., Кузьмина С.В. Фитбол-аэробика «Танцы на мячах». Учебнометодическое пособие; Санкт-Петербург; Издательство РГПУ им. А.И.
Герцена; 2008.
10.Хабарова
Т.В.
Развитие
двигательных
способностей
старших
дошкольников. СПб.: ООО
«Издательство» Детство – Пресс», 2010
11.Е. Б. Болсунова «Сказочная гимнастика с элементами йоги». – М.: ВАКО,
2016.
12.Т.А. Иванова «Йога для детей». Парциальная программа кружковой работы
для детей дошкольного возраста. – СПб.: ООО «Издательство «Детство –
пресс», 2015.
13.Л.Паджалунга «Играем в йогу». – Москва «Манн, Иванов и Фербер», 2018.
14.А.Рыбакова «Детская йога для малышей. Йога – игра». Методические
рекомендации. – Уральский институт фитнеса.
2.3 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Текущий контроль предполагает: наблюдение, повышение процента
посещаемости группы, умение применять знание в повседневной жизни.
Промежуточный контроль.
Инструментарий для педагогической диагностики — карты наблюдений
детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и
перспективы развития каждого ребенка в ходе физического развития.
(Приложение 1)
3. Список литературы
1. Л. И. Пензулаева «Физкультурные занятия в детском саду (вторая младшая
группа)» Москва: Мозаика-синтез, 2017г.
2. С. Миняева «Подвижные игры дома и на улице» Москва Айрис Пресс
2006г.
3.
4. И.М. Короткова «Подвижные игры во дворе» Издательство «Знание»
Москва 1987г.
5. А.В. Кенеман «Детские подвижные игры разных народов» Москва
«Просвещение»
6. Е.С. Железнова «Аэробика для малышей от 2 до 4 лет»
Приложение 1
Карта наблюдения и оценки физического развития детей от 2 до 3 лет
Уровни показателей (баллы):
Высокий уровень (3 балла), средний (2 балла), низкий (1 балл)
Педагогическая диагностика в области физического развития от 2 до 3 лет по
ФОП
1. Ребёнок выполняет упражнения основной гимнастики (строевые упражнения,
основные движения, общеразвивающие, в том числе музыкально-ритмические
упражнения),
спортивные
упражнения,
подвижные
игры,
помогая
согласовывать свои действия с действиями других детей, соблюдать правила в
игре.
2. Ребёнок ориентируется в пространстве, соблюдает координацию, равновесие,
способность быстро реагировать на сигнал.
3. Ребёнок имеет интерес и положительное отношение к занятиям физической
культурой и активному отдыху, воспитывать самостоятельность.
4. Ребёнок выполняет упражнения для сохранения правильной осанки,
усвоению правил безопасного поведения в двигательной деятельности.
5.
Ребёнок
выполняет
культурно-гигиенические
навыки
и
навыки
самообслуживания, у него сформированы полезные привычки, приобщая его к
здоровому образу жизни.
6. Ребёнок демонстрирует положительное отношение к разнообразным
физическим упражнениям, проявляет избирательный интерес к отдельным
двигательным действиям (бросание и ловля мяча, ходьба, бег, прыжки) и
подвижным играм.
7.
Ребёнок
проявляет
элементы
самостоятельности
в
двигательной
деятельности, с интересом включается в подвижные игры, стремится к
выполнению правил и основных ролей в игре, выполняет простейшие правила
построения и перестроения, выполняет ритмические упражнения под музыку. 8.
Ребёнок демонстрирует координацию движений при выполнении упражнений,
сохраняет равновесие при ходьбе, беге, прыжках, способен реагировать на
сигналы, переключаться с одного движения на другое, выполнять движения в
общем для всех темпе.