02.09.2024
Медлительность – это не недостаток, а
особенность некоторых детей, которая, как правило, доставляет им и их родителям
немало неприятностей. На групповых занятиях малыши не успевают за своими
сверстниками, им сложно даются занятия спортом, дома медлительные дети могут
часами собираться на прогулку или выполнять простую просьбу. Родители и другие
взрослые часто не знают, как правильно реагировать на медлительность крохи,
поэтому они торопят его, тем самым делая только хуже.
В чем причины
медлительности у детей и как можно скорректировать эту особенность.
Большинство
возможных причин медлительности можно отнести к категории физиологических,
некоторые же связаны с особенностями воспитания и психологией малыша. Остановимся
подробнее на каждой из этих причин.
- Низкая подвижность нервных процессов. Подвижность
- свойство нервной системы, которое определяет скорость и оптимальный темп
выполнения какой-либо деятельности. С этим тесно связано понятие
темперамента, то есть врожденного качества личности, которое влияет на
эмоциональность, импульсивность, энергичность, выносливость человека.
Наиболее четко темперамент заметен после 3 лет. К представителям
«медлительных» типов темперамента относятся флегматики и меланхолики.
Темперамент не может быть «плохим» или «хорошим»,
но у него есть сильные и слабые стороны. Мы не можем повлиять на то, что
заложено природой, но мы в силах помочь ребенку принять свою индивидуальность,
научиться контролировать свой темперамент и развивать положительные качества.
- Дети-флегматики обладают сильной и уравновешенной
нервной системой. Таких малышей часто называют «удобными детьми», ведь они
послушны и спокойны, рассудительны и неспешны, могут подолгу заниматься и
играть самостоятельно. Они хорошо кушают и много спят, любят рисовать и лепить,
читать книжки, играть в спокойные игры. Флегматики – кропотливые
труженики. Они не всегда быстро достигают успеха, но занимаются с
усердием. Таким детям особенно необходимо принятие и поддержка со стороны
родителей. Детям с данным типом темперамента свойственна особенная
медлительность и вялость. Особенностью флегматиков является то, что им
бывает сложно адаптироваться к новым условиям и влиться в коллектив.
- Дети-меланхолики, как и флегматики, быстро
утомляются, легко отвлекаются, медленно и с трудом обучаются новому.
Малыши с данным типом темперамента очень чувствительны и ранимы. Несмотря
на то, что ребенок не выражает свои чувства и эмоции ярко, в глубине души
он испытывает глубокие и сильные переживания. Больше всего на свете
ребенок-меланхолик любит постоянство. К переменам он относятся с
недоверием и долго к ним привыкает. Веселым подвижным играм меланхолики
предпочитают уединение и спокойные занятия. Они замкнуты и нерешительны.
Степень подвижности нервных процессов
передается на генетическом уровне. Но это не означает, что в 7 лет ребенок
будет такой же медлительный, как в 3 года, ведь по мере взросления малыш учится
компенсировать те особенности, которые ему чем-то мешают.
- Недостаток внимания, а именно трудности
переключения внимания от одной деятельности к другой. Детям с такими
особенностями не просто успевать за быстро меняющейся ситуацией, им
нелегко выполнять поручения, состоящие из нескольких пунктов, и, тем
более, практически невозможно делать несколько дел одновременно.
- Левшество. Результаты некоторых исследований
показывают, что леворукие дети медленнее своих праворуких сверстников
осваивают какие-либо навыки. Однако серьезных статистических данных на
этот счет не представлено.
- Ослабленный иммунитет, физическое недомогание
также могут оказывать влияние на темп деятельности ребенка.
- Если медлительность малыша связана только с
определенным видом деятельности, возможно, ему просто не хочется этим
заниматься.
- Желание привлечь внимание. Ребенок, который
недополучает заботу и ласку, скорее всего, будет пытаться привлечь к себе
внимание различными способами. Медлительность может вызывать у взрослых
гораздо больше эмоций, чем «хорошее поведение».
- Некоторые родители поощряют исключительно
спокойные и тихие занятие крохи, так как не выносят шума и беготни. Но в
этом случае от природы подвижный и активный ребенок рискует стать
медлительным.
Как себя вести,
если малыш медлит?
Психологи выделяют несколько важных
правил общения с медлительными детьми, придерживаясь которых можно помочь
ребенку чувствовать себя комфортно и успешно.
- Не торопите кроху. Пожалуй, это самый важный
принцип, которому обязательно нужно следовать. При слове «быстрее!» малыши
начинают нервничать и суетиться, но от этого их темп не только не
увеличивается, но и зачастую снижается. Раздражение и недовольство по
поводу медлительности ребенка могут стать причиной невроза.
- Хвалите кроху даже за небольшие достижения.
- Не сравнивайте ребенка с его более быстрыми
сверстниками. Это сильно отражается на его самооценке.
- Избегайте ярлыков. Большинство информации о себе
дошкольник узнает из уст близких и значимых ему взрослых. Если окружающие
постоянно называют кроху лентяем или копушей, у него не возникнет мысли
что-то менять.
- Четко организуйте режим дня малыша. Это поможет
облегчить выполнение повседневных дел, так как кроха будет знать, что
именно его ждет в ближайшем будущем. Используйте различные наглядные
средства (схематичные календари, плакаты с расписанием дел и так далее),
они будут служить для ребенка своеобразным ориентиром во времени.
- Давайте крохе четкие задание и просьбы.
Дошкольники обычно воспринимают только одно указание за раз, поэтому нужно
стараться максимально четко и конкретно выражать свои требования.
- Не делайте за малыша то, с чем он способен
справиться самостоятельно.
Дайте ребенку возможность «работать» в
оптимальном для него темпе, и тогда качество такой работы будет высоким.
Игры для медлительных детей
Дошкольный и младший школьный возраст
считается наиболее подходящим временем для коррекции медлительности. Эта черта
может быть довольно успешно скорректирована при помощи специальных игр и
упражнений. Их суть заключается не в том, чтобы заставить ребенка выполнять
задание быстро, так как это может только усугубить ситуацию. Основная
характеристика игр для медлительных детей – это резкие переходы между быстрым и
медленным темпом работы. Вот несколько таких игр и упражнений.
- «Аплодисменты». Представьте, что Вы с малышом
отправились смотреть спектакль (для антуража можно сесть перед телевизором
и включить какую-нибудь передачу). Договоритесь о том, что свои эмоции от
увиденного вы будете выражать при помощи аплодисментов. Если вам и ребенку
нравится происходящее на сцене, хлопайте интенсивно, если нет – медленно.
- «Кошечка». Суть этой игры заключается в
том, что по команде кроха должен, как кошка, сжимать и разжимать пальцы
рук в определенном темпе. Если взрослый произносит слово «солнышко», малыш
должен превратиться в кошку, которая нежится на солнце и медленно выпускает
свои коготки. Если Вы говорите слово «мышка», то ребенок должен быстро
сжимать и разжимать пальцы, как будто кошка хочет поймать добычу.
- «Бегу, спешу, гуляю». Это упражнение удобнее
всего выполнять на улице. Как и в предыдущих играх, ребенок должен по
сигналу взрослого менять скорость своих движений. Так, например, если Вы
поднимаете руки вверх, малыш должен постараться бежать как можно быстрее,
если опускаете руки вниз – идти быстрым шагом, складываете руки на груди –
идти медленно, будто прогуливаясь. Какие именно жесты и сигналы
использовать – решать Вам, главное, чтобы малышу они были достаточно
понятны.
Чтобы добиться результата, игры нужно
проводить регулярно (по возможности каждый день по 10-15 минут). При этом малыш
должен быть в хорошем расположении духа и играть в удовольствие. Также следите
за тем, чтобы ребенок не переутомлялся.
- «Зеркало». В этой игре малыш должен
повторять за Вами все движения. Взрослый может придумать самые
разнообразные действия, менять скорость своих движений. Также не помешает
немного юмора и кривляния.
- «Запрещенное движение». По сути, эта игра похожа
на предыдущее упражнение, но ребенку нужно быть более внимательным, потому
что помимо копирования движений, ему нужно вовремя остановиться, когда он
увидит «стоп-движение» (оно может быть совершенно любым, главное
договориться о нем заранее). Вместо копирования запрещенного движения,
малыш должен хлопнуть в ладоши и продолжить игру дальше.
- «Все наоборот». На первом этапе упражнения
кроха должен выполнять прямые команды взрослого: «быстрее», «медленнее»,
«громче», «тише». Когда ребенок будет хорошо справляться с этим заданием,
можно переходить ко второму этапу, где малышу нужно будет все делать
наоборот. Например, по команде «громче» - говорить шепотом, по команде
«медленнее» - бежать быстро и так далее.
- «Обмоталочки». Для этой старинной, но очень
веселой игры Вам понадобится длинная (не менее 5 метров) веревка,
посередине которой завязан узел. Игрокам нужно встать у разных концов
веревки и по команде начать обматывать ее вокруг себя. Побеждает тот, у кого
быстрее окажется узелок.
- «Дятел». Горизонтальной и вертикальной линией
разделите лист бумаги на четыре равные части. За минуту малыш должен,
стуча карандашом или фломастером, постараться оставить в первом
прямоугольнике как можно больше точек. Затем можно переходить к следующим
прямоугольникам. В этой игре малыш соревнуется сам с собой, сравнивая,
количество точек в разных частях листа.
Выводы
Медлительность – это не недостаток
ребенка, а его особенность. Если не торопить кроху и позволить ему действовать
в удобном темпе, качество выполнения «задания» будет на высоте. Так как в школе
медлительным детям приходится нелегко, очень важно вовремя начать
корректировать это свойство при помощи специальных игр и упражнений. Но самое
главное, в чем нуждается каждый малыш - это безусловная любовь, принятие и
поддержка со стороны близких.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 07.10.2024
Дата обновления: 07.10.2024
Дата публикации: 02.09.2024