16.09.2024
Детская жадность – это
естественно? Как ни странно – да. Просто мы привыкли любое нежелание делиться
своими вещами называть жадностью. Грубо, резко, иногда хлёстко, но одно слово
описывает все стороны чувства собственности. А между тем отстаивание своих
границ не обязательно обусловлено «скупостью» или «алчностью» ребёнка. Всё
гораздо сложнее.
Психологическое обоснование «жадности»
Маленькие дети, в силу возрастных
особенностей, не понимают разницы между действительно ценной вещь и какой-либо
безделушкой. Для них одинаково дороги и шикарные велосипеды, и собранные на
поляне опавшие листья. А всё потому, что ещё нет устоявшихся границ между «Я»,
«Моё» и остальным миром. И подобное
отношение к вещам необходимо уважать по двум причинам.
- Во-первых, воспитание ребёнка, уступающего свои
вещи всем и каждому, приведёт к тому, что в будущем из него получится
безвольная личность, не могущая отстоять своё мнение, собственные права и
права близких людей.
- Во-вторых, посмотрите на ситуацию детскими
глазами и примерьте её на себя. Обрадовались бы вы, если кто-то потребовал
отдать ему ваш смартфон, холодильник, автомобиль? Вот и малышу его игрушечная
машинка столь же дорога, как вам – недавно купленный джип.
Тем более что в просьбе взрослого
поделиться с другом машинкой есть определённое лицемерие. Мы постоянно учим
ребёнка уважать чужое личное пространство: «Не трогай вещи сестры», «Не бери
мамину косметику», «Это папины инструменты, нельзя их брать». А вот детские
вещи почему-то считаем возможным отдавать без его согласия или под нажимом
родительского авторитета.
Так что не стоит принуждать ребёнка делиться личными вещами. «Жадность» исчезает
с возрастом, когда приходит понимание, что игрушками можно меняться, а отданная
машинка вернётся через несколько минут.
Специалисты выделяют
несколько возрастных этапов формирования чувства собственности у детей.
- 12-24 месяца. Ребёнок ещё не делит вещи людей на своё и
чужое. В этом возрасте даже нет границ, которые бы проводили чёткую черту
между этими понятиями. Следовательно, нельзя говорить о жадности. Малыш
берёт чужие вещи, отдаёт или не отдаёт свои игрушки.
- 2 года. Приблизительно в двухлетнем возрасте
ребёнок начинает осознавать свою самость. У него появляется преставление о
себе, в лексиконе возникают слова «Я» и «Моё». Последним словом дети чётко
фиксируют своё личное пространство и свои вещи. Вот почему двухлетки так
остро реагирует, когда чужой человек берёт его игрушки или одежду. И это
не жадность.
- 3 года. Почему ребенок жадничает в 3 года? Дети
вступают в кризисный период, когда обнаруживается несоответствие социума
меняющимся детским потребностям. Ребёнок упрямится, своевольничает,
командует, упрямится, а то и открыто бунтует против «режима». Что касается
жадности, то она может как гипертрофироваться, так и пропасть из
поведенческого арсенала.
- 4 года. Это возраст активной социализации, когда
дети играют не просто рядом, а вместе. Взаимодействие выходит на передний
план, а личные вещи и игрушки превращаются в инструментарий, помогающий
наладить общение с ровесниками. Малыш методом проб и ошибок понимает, что
с теми детьми, которые делятся, играют чаще и охотнее.
- Предшкольный возраст. На этом возрастном этапе
уже можно говорить о формировании такой черты характера, как жадность.
Скорее всего, ребёнок развивается негармонично, испытывает психологический
дискомфорт, который и компенсирует излишней рачительностью.
То есть в некоторых ситуациях здоровое
чувство собственности принимает и крайние формы. В чём же причина подобного
поведения детей?
Почему ребенок жадничает – основные
причины
Таким образом, говорить собственно о
жадности можно лишь по отношению к детям старше 5-летнего возраста. Психологи
выделяют несколько причин того, почему дети жадничают.
Давайте
рассмотрим их подробнее.
- Дефицит родительского внимания. «Жадины-говядины» часто
вырастают в тех семьях, где мамы и папы заняты работой, а недостаток ласки
компенсируют подарками. Малыш не готов делиться этими вещами, которые ему
очень дороги, с другими людьми.
- Избалованность. Ставя малыша на своеобразный пьедестал,
сдувая с него пылинки, родители взращивают маленького деспота. Он не
только не отдаёт купленные ему игрушки, не делится ими, но и требует всё
новых и новых подарков.
- Родительский пример. Дети, как известно, берут
пример с родителей. Если взрослые члены семьи считают каждую копейку (и
речь идёт не об экономности), не хотят делиться со своими близкими, то
ребёнок, с большой долей вероятности, переймёт подобный образ жизни.
- Неправильные установки. Взрослые сами учат малыша
жадничать. Например, требуют оставить новую машинку дома, иначе на детской
площадке её сломают. Или запугивают: «Ещё раз разбросаешь детали конструктора,
отнесу его другому ребёнку». Маленький человечек воспринимает эти слова
всерьёз.
- Стрессовые ситуации. Дети – консерваторы, и
любое изменение обстановки является для них стрессом. Например, ребёнок
пошёл в садик, или у него родился братик/сестрёнка. В результате он
категорически не желает делиться своими вещами, которые являются для него
союзниками, олицетворением приятных мгновений прошлого.
Жадничать могут дети, растущие в неблагополучных семьях. Они быстро
понимают цену любой вещи, поэтому расстаться с ней не готовы не при каких
обстоятельствах.
Как бороться с детской жадностью
Жадность у детей – социально
обусловленная черта характера. А значит, ситуацию можно исправить.
В этом помогут следующие рекомендации.
- Начните с себя. Чтобы ребёнок стал более щедрым, заботливым
и сочувствующим чужим проблемам, демонстрируйте желательное поведение.
Чаще дарите близким людям подарки (вместе с малышом), собираясь навестить
своих друзей, захватывайте маленькие гостинцы. Не проходите мимо бездомных
животных, жертвуйте небольшие суммы в приюты и пр.
- Восполняйте дефицит внимания. Чаще будьте рядом с
ребёнком, общайтесь с ним, гуляйте, развлекайтесь. Вместе с тем не нужно
баловать малыша – тут нужно соблюдать баланс между двумя крайностями.
- Читайте и смотрите. Есть множество советских
и российских произведений, рассказывающих о важности доброты и щедрости.
Посмотрите вместе с малышом мультик «Просто так», прочитайте прекрасные
сказки Сутеева. А потом обсудите с ребёнком сюжет и героев произведения.
- Следите за словами. Даже если вам не нравится
поведение ребёнка, не называйте его жадным, корыстным, скопидомом и
прочими обидными словами. Во-первых, никогда нельзя ругать детей в
присутствии посторонних. Во-вторых, даже если малыш и жадничает, это не
повод переходить на личности.
- Не заставляйте. Ребёнок вправе самостоятельно распоряжаться
собственным «имуществом». Не желает кому-то давать куклу? Это решение
нужно принимать и понимать. Лучше разобраться в причине подобного
поведения, повысить детскую уверенность, научить обмениваться игрушками и
пр.
- Хвалите. Каждый раз, когда жадный малыш делится с
кем-то личной вещью, хвалите в обязательном порядке. Говорите о том, как
вам приятно от того, насколько он добрый, щедрый, разумный,
рассудительный. Поделитесь этой новостью с другими домочадцами. Пусть они
тоже испытают гордость за ребёнка.
Как предупредить
конфликт из-за жадности? Практические рекомендации
Особенно неприятные эмоции испытывают
родители, когда из-за «скупости» малыша происходят конфликты в общественных
местах. Например, в песочнице, на детской площадке или в гостях.
Можно ли что-то
сделать, чтобы предупредить неприятную ситуацию? Да, конечно.
- В момент сбора на прогулку либо в гости скажите
ребёнку, что там он будет общаться с другими детьми. Поэтому пусть возьмёт
с собой лишь те игрушки, которые ему не жалко отдать на время.
- Если вы ждёте посетителей, предупредите об этом
малыша. Пусть он уберёт те куклы или машинки, которые ему слишком дороги и
из-за которых возможен конфликт между детьми. Самые ценные игрушки лучше
спрятать.
- Старайтесь донести до малыша простую вещь:
любимую игрушку другие малыши не заберут навсегда, а возьмут на короткий
промежуток времени. Возможно, это снизит накал эмоций.
- Научите своего сына или дочку спрашивать у
владельца машинки/куклы разрешения поиграть. Объясните, что не стоит
обижаться, если хозяин против. Одновременно с этим предлагайте совершить
обмен игрушками – обычно такой способ нравится всем детям.
- Нельзя поддразнивать ребёнка, высмеивать его
собственнические чувства. Такая реакция со стороны родителя лишь усилит
детскую нервозность, повысит агрессивность, разовьёт чувство вины. Ну и
повысит вероятность конфликта.
- Перед игрой поделитесь с другими малышами конфетами.
Естественно, заранее спросив разрешения у их мамочек. Возможно, ребёнку
понравится реакция взрослых и детей, и делиться он начнёт более охотно.
- Если ребёнок ни в какую не делится, уступите. В
конце концов, это всего лишь позиционное временное отступление с вашей
стороны. Ещё будет немало случаев, где малыш сможет проявить свою
щедрость.
Ещё один момент – нельзя запрещать малышу отстаивать своё «имущество» от
претензий со стороны других ребятишек. Как мы уже говорили, игрушки – это
личные вещи ребёнка: захотел – поделился, не захотел – его право. Вы должны
встать на его сторону, а уже потом, дома, объяснить свою позицию.
Жадность, если она не
приобретает совсем уж патологических форм, не относится к отклоняющемуся
поведению. Поэтому помощь специалиста в таких ситуациях обычно не требуется. Но
если вы видите, что у ребёнка из-за чрезмерной скупости начались серьёзные
проблемы с ровесниками, обратитесь к психологу.
Рассмотрим основные
терапевтические методы, помогающие справиться с нежелательным поведением.
- Сказкотерапия. Психолог рассказывает историю о жадном
медвежонке/лисёнке/ребёнке. Затем делается пауза, и малышу предлагается
пофантазировать – чем же закончится сказка. Дети ассоциируют главного
героя с собой, поэтому сказкотерапия помогает диагностировать и «лечить»
проблемы.
- Групповые игры. Проводятся в детском коллективе из
несколько участников. Примеры игр: передача предметов друг другу,
рисование картинок и дальнейшее их дарение. Происходит как бы репетиция и
отыгрывание роли щедрых родителей. Цель – закрепление в игровой форме
желательного поведения.
- Театральная терапия. Это один из видов
арт-терапии, подходит для коррекции поведения школьников и подростков. Его
преимущество в том, что можно смоделировать любую ситуацию, при этом
ребёнок защищён от реальности ширмой-занавесом. Цель – иносказательно обыграть
проблему и найти выход из неё.
- Семейная терапия. Такой метод эффективен,
если детская жадность возникла из-за конфликтов между первенцем и вторым
ребёнком. Мама с папой не могут выступить в роли непредвзятого арбитра,
поэтому помощь квалифицированного психолога как нельзя кстати.
Ещё раз повторим – помощь специалиста нужна в отдельных случаях. Обычно
тогда, когда жадность является следствием другой психологической проблемы: ревности,
депрессии, стресса, нарушения детско-родительских отношений. В большинстве
ситуаций родители сами могут помочь своему чаду стать более щедрым и
отзывчивым.
Заключение
Детская жадность –
чаще всего один из этапов взросления ребёнка. Если не закреплять и не поощрять
подобное поведение, то совсем скоро оно исчезнет. Когда малыш подрастёт и
поймёт, что умение делиться, идти на компромисс позволяет более эффективно
взаимодействовать с людьми.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 07.10.2024
Дата обновления: 07.10.2024
Дата публикации: 16.09.2024