Всегда ли детская жадность является проблемой?

16.09.2024

Детская жадность – это естественно? Как ни странно – да. Просто мы привыкли любое нежелание делиться своими вещами называть жадностью. Грубо, резко, иногда хлёстко, но одно слово описывает все стороны чувства собственности. А между тем отстаивание своих границ не обязательно обусловлено «скупостью» или «алчностью» ребёнка. Всё гораздо сложнее.

Психологическое обоснование «жадности»

Маленькие дети, в силу возрастных особенностей, не понимают разницы между действительно ценной вещь и какой-либо безделушкой. Для них одинаково дороги и шикарные велосипеды, и собранные на поляне опавшие листья. А всё потому, что ещё нет устоявшихся границ между «Я», «Моё» и остальным миром. И подобное отношение к вещам необходимо уважать по двум причинам.

  1. Во-первых, воспитание ребёнка, уступающего свои вещи всем и каждому, приведёт к тому, что в будущем из него получится безвольная личность, не могущая отстоять своё мнение, собственные права и права близких людей.
  2. Во-вторых, посмотрите на ситуацию детскими глазами и примерьте её на себя. Обрадовались бы вы, если кто-то потребовал отдать ему ваш смартфон, холодильник, автомобиль? Вот и малышу его игрушечная машинка столь же дорога, как вам – недавно купленный джип.

Тем более что в просьбе взрослого поделиться с другом машинкой есть определённое лицемерие. Мы постоянно учим ребёнка уважать чужое личное пространство: «Не трогай вещи сестры», «Не бери мамину косметику», «Это папины инструменты, нельзя их брать». А вот детские вещи почему-то считаем возможным отдавать без его согласия или под нажимом родительского авторитета.

Так что не стоит принуждать ребёнка делиться личными вещами. «Жадность» исчезает с возрастом, когда приходит понимание, что игрушками можно меняться, а отданная машинка вернётся через несколько минут.

 

Специалисты выделяют несколько возрастных этапов формирования чувства собственности у детей.

  • 12-24 месяца. Ребёнок ещё не делит вещи людей на своё и чужое. В этом возрасте даже нет границ, которые бы проводили чёткую черту между этими понятиями. Следовательно, нельзя говорить о жадности. Малыш берёт чужие вещи, отдаёт или не отдаёт свои игрушки.
  • 2 года. Приблизительно в двухлетнем возрасте ребёнок начинает осознавать свою самость. У него появляется преставление о себе, в лексиконе возникают слова «Я» и «Моё». Последним словом дети чётко фиксируют своё личное пространство и свои вещи. Вот почему двухлетки так остро реагирует, когда чужой человек берёт его игрушки или одежду. И это не жадность.
  • 3 года. Почему ребенок жадничает в 3 года? Дети вступают в кризисный период, когда обнаруживается несоответствие социума меняющимся детским потребностям. Ребёнок упрямится, своевольничает, командует, упрямится, а то и открыто бунтует против «режима». Что касается жадности, то она может как гипертрофироваться, так и пропасть из поведенческого арсенала.
  • 4 года. Это возраст активной социализации, когда дети играют не просто рядом, а вместе. Взаимодействие выходит на передний план, а личные вещи и игрушки превращаются в инструментарий, помогающий наладить общение с ровесниками. Малыш методом проб и ошибок понимает, что с теми детьми, которые делятся, играют чаще и охотнее.
  • Предшкольный возраст. На этом возрастном этапе уже можно говорить о формировании такой черты характера, как жадность. Скорее всего, ребёнок развивается негармонично, испытывает психологический дискомфорт, который и компенсирует излишней рачительностью.

То есть в некоторых ситуациях здоровое чувство собственности принимает и крайние формы. В чём же причина подобного поведения детей?

Почему ребенок жадничает – основные причины

Таким образом, говорить собственно о жадности можно лишь по отношению к детям старше 5-летнего возраста. Психологи выделяют несколько причин того, почему дети жадничают.

Давайте рассмотрим их подробнее.

  1. Дефицит родительского внимания. «Жадины-говядины» часто вырастают в тех семьях, где мамы и папы заняты работой, а недостаток ласки компенсируют подарками. Малыш не готов делиться этими вещами, которые ему очень дороги, с другими людьми.
  2. Избалованность. Ставя малыша на своеобразный пьедестал, сдувая с него пылинки, родители взращивают маленького деспота. Он не только не отдаёт купленные ему игрушки, не делится ими, но и требует всё новых и новых подарков.
  3. Родительский пример. Дети, как известно, берут пример с родителей. Если взрослые члены семьи считают каждую копейку (и речь идёт не об экономности), не хотят делиться со своими близкими, то ребёнок, с большой долей вероятности, переймёт подобный образ жизни.
  4. Неправильные установки. Взрослые сами учат малыша жадничать. Например, требуют оставить новую машинку дома, иначе на детской площадке её сломают. Или запугивают: «Ещё раз разбросаешь детали конструктора, отнесу его другому ребёнку». Маленький человечек воспринимает эти слова всерьёз.
  5. Стрессовые ситуации. Дети – консерваторы, и любое изменение обстановки является для них стрессом. Например, ребёнок пошёл в садик, или у него родился братик/сестрёнка. В результате он категорически не желает делиться своими вещами, которые являются для него союзниками, олицетворением приятных мгновений прошлого.

Жадничать могут дети, растущие в неблагополучных семьях. Они быстро понимают цену любой вещи, поэтому расстаться с ней не готовы не при каких обстоятельствах.

 

Как бороться с детской жадностью

Жадность у детей – социально обусловленная черта характера. А значит, ситуацию можно исправить.

В этом помогут следующие рекомендации.Хочу такой сайт

  • Начните с себя. Чтобы ребёнок стал более щедрым, заботливым и сочувствующим чужим проблемам, демонстрируйте желательное поведение. Чаще дарите близким людям подарки (вместе с малышом), собираясь навестить своих друзей, захватывайте маленькие гостинцы. Не проходите мимо бездомных животных, жертвуйте небольшие суммы в приюты и пр.
  • Восполняйте дефицит внимания. Чаще будьте рядом с ребёнком, общайтесь с ним, гуляйте, развлекайтесь. Вместе с тем не нужно баловать малыша – тут нужно соблюдать баланс между двумя крайностями.
  • Читайте и смотрите. Есть множество советских и российских произведений, рассказывающих о важности доброты и щедрости. Посмотрите вместе с малышом мультик «Просто так», прочитайте прекрасные сказки Сутеева. А потом обсудите с ребёнком сюжет и героев произведения.
  • Следите за словами. Даже если вам не нравится поведение ребёнка, не называйте его жадным, корыстным, скопидомом и прочими обидными словами. Во-первых, никогда нельзя ругать детей в присутствии посторонних. Во-вторых, даже если малыш и жадничает, это не повод переходить на личности.
  • Не заставляйте. Ребёнок вправе самостоятельно распоряжаться собственным «имуществом». Не желает кому-то давать куклу? Это решение нужно принимать и понимать. Лучше разобраться в причине подобного поведения, повысить детскую уверенность, научить обмениваться игрушками и пр.
  • Хвалите. Каждый раз, когда жадный малыш делится с кем-то личной вещью, хвалите в обязательном порядке. Говорите о том, как вам приятно от того, насколько он добрый, щедрый, разумный, рассудительный. Поделитесь этой новостью с другими домочадцами. Пусть они тоже испытают гордость за ребёнка.

Как предупредить конфликт из-за жадности? Практические рекомендации

Особенно неприятные эмоции испытывают родители, когда из-за «скупости» малыша происходят конфликты в общественных местах. Например, в песочнице, на детской площадке или в гостях.

Можно ли что-то сделать, чтобы предупредить неприятную ситуацию? Да, конечно.

  1. В момент сбора на прогулку либо в гости скажите ребёнку, что там он будет общаться с другими детьми. Поэтому пусть возьмёт с собой лишь те игрушки, которые ему не жалко отдать на время.
  2. Если вы ждёте посетителей, предупредите об этом малыша. Пусть он уберёт те куклы или машинки, которые ему слишком дороги и из-за которых возможен конфликт между детьми. Самые ценные игрушки лучше спрятать.
  3. Старайтесь донести до малыша простую вещь: любимую игрушку другие малыши не заберут навсегда, а возьмут на короткий промежуток времени. Возможно, это снизит накал эмоций.
  4. Научите своего сына или дочку спрашивать у владельца машинки/куклы разрешения поиграть. Объясните, что не стоит обижаться, если хозяин против. Одновременно с этим предлагайте совершить обмен игрушками – обычно такой способ нравится всем детям.
  5. Нельзя поддразнивать ребёнка, высмеивать его собственнические чувства. Такая реакция со стороны родителя лишь усилит детскую нервозность, повысит агрессивность, разовьёт чувство вины. Ну и повысит вероятность конфликта.
  6. Перед игрой поделитесь с другими малышами конфетами. Естественно, заранее спросив разрешения у их мамочек. Возможно, ребёнку понравится реакция взрослых и детей, и делиться он начнёт более охотно.
  7. Если ребёнок ни в какую не делится, уступите. В конце концов, это всего лишь позиционное временное отступление с вашей стороны. Ещё будет немало случаев, где малыш сможет проявить свою щедрость.

Ещё один момент – нельзя запрещать малышу отстаивать своё «имущество» от претензий со стороны других ребятишек. Как мы уже говорили, игрушки – это личные вещи ребёнка: захотел – поделился, не захотел – его право. Вы должны встать на его сторону, а уже потом, дома, объяснить свою позицию.

 

Жадность, если она не приобретает совсем уж патологических форм, не относится к отклоняющемуся поведению. Поэтому помощь специалиста в таких ситуациях обычно не требуется. Но если вы видите, что у ребёнка из-за чрезмерной скупости начались серьёзные проблемы с ровесниками, обратитесь к психологу.

Рассмотрим основные терапевтические методы, помогающие справиться с нежелательным поведением.

  1. Сказкотерапия. Психолог рассказывает историю о жадном медвежонке/лисёнке/ребёнке. Затем делается пауза, и малышу предлагается пофантазировать – чем же закончится сказка. Дети ассоциируют главного героя с собой, поэтому сказкотерапия помогает диагностировать и «лечить» проблемы.
  2. Групповые игры. Проводятся в детском коллективе из несколько участников. Примеры игр: передача предметов друг другу, рисование картинок и дальнейшее их дарение. Происходит как бы репетиция и отыгрывание роли щедрых родителей. Цель – закрепление в игровой форме желательного поведения.
  3. Театральная терапия. Это один из видов арт-терапии, подходит для коррекции поведения школьников и подростков. Его преимущество в том, что можно смоделировать любую ситуацию, при этом ребёнок защищён от реальности ширмой-занавесом. Цель – иносказательно обыграть проблему и найти выход из неё.
  4. Семейная терапия. Такой метод эффективен, если детская жадность возникла из-за конфликтов между первенцем и вторым ребёнком. Мама с папой не могут выступить в роли непредвзятого арбитра, поэтому помощь квалифицированного психолога как нельзя кстати.

Ещё раз повторим – помощь специалиста нужна в отдельных случаях. Обычно тогда, когда жадность является следствием другой психологической проблемы: ревности, депрессии, стресса, нарушения детско-родительских отношений. В большинстве ситуаций родители сами могут помочь своему чаду стать более щедрым и отзывчивым.

 

Заключение

Детская жадность – чаще всего один из этапов взросления ребёнка. Если не закреплять и не поощрять подобное поведение, то совсем скоро оно исчезнет. Когда малыш подрастёт и поймёт, что умение делиться, идти на компромисс позволяет более эффективно взаимодействовать с людьми.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 07.10.2024

Дата обновления: 07.10.2024

Дата публикации: 16.09.2024

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».