23.09.2024
Дошкольный возраст имеет огромное
значение для физического, психического и эмоционального развития ребёнка. В
этот период закладываются основы хорошего здоровья, полноценного физического и
психического развития. По данным Министерства здравоохранения Российской
Федерации, среди детей левши составляют от 7 до 10%.
В течение многих столетий проблема
леворукости интересовала учёных разных специальностей: врачей и биологов,
генетиков и физиологов, психологов и педагогов.
Долгое время считалось необходимым
систематически переучивать леворуких детей, у которых не оставалось альтернативы
при выборе руки для письма – все должны были писать правой. В методических
рекомендациях, выпущенных Министерством здравоохранения в 1985г., говорится о
запрещении переучивания левшей, так как переучивание приводит к ломке
естественно сложившегося индивидуального профиля латерализации, что служит
мощным стрессогенным фактором. Заставляя левшу работать правой рукой, мы
пытаемся переделать биологическую природу ребёнка.
Причины особенностей левшей и правшей
кроются в том, что правое и левое полушария мозга человека ответственны за
различные сферы психической деятельности. Это может быть представлено в
следующем виде.
Левое
полушарие |
Правое полушарие |
1. Конкретное мышление |
1. Абстрактное мышление |
Для диагностики ведущей руки детей можно
использовать стандартизированные методики М.Г. Князевой, В.Ю. Вильдавского
«Методика определения ведущей руки», М.М. Безруких «Методики для определения
уровня развития леворуких детей», методика Ясюковой «Психологическая готовность
ребёнка к обучению в школе».
Важно помнить, что леворукость – это не
патология и не недостаток развития, и тем более не каприз или упрямство
ребёнка, просто не желающего работать «как все» правой рукой. Леворукость –
индивидуальная особенность ребёнка, которую необходимо учитывать в процессе
воспитания и обучения.
Дети – левши обладают определённой
спецификой познавательной деятельности.
В деятельности леворукого ребёнка
особенности организации его познавательной сферы могут иметь следующие проявления:
1.
Сниженная
способность зрительно-двигательных координаций: дети плохо справляются с
задачами на срисовывание графических изображений, особенно их
последовательности; с трудом удерживают строчку при письме, чтении.
2.
Недостатки
пространственного восприятия и зрительной памяти, трудности при анализе
пространственных соотношений: у левшей часто отмечают искажение формы и
пропорции фигур при графическом изображении; зеркальность письма; пропуск и
перестановка букв при письме; оптические ошибки; ошибки при определении
расположения предметов в пространстве (под-над, на-за и т.д.).
3.
Особая
стратегия переработки информации, аналитический стиль познания: для левшей
характерна поэлементная работа с материалом, на основании подробного анализа
строится целостное представление об объекте деятельности. Этим во многом
объясняется медлительность леворуких детей, так как для полного восприятия или
понимания им необходима более длительная поэтапная проработка материала.
4.
Слабость
внимания, трудности переключения и концентрации.
5.
Речевые
нарушения: ошибки звукобуквенного анализа.
Перечисленные особенности самым
непосредственным образом влияют на успешность овладения учебными навыками.
Отдельно хочется коснутся вопроса о
развитии эмоциональной сферы леворукого ребёнка. Особенностями эмоционально –
волевой сферы леворуких детей являются:
1.
Быстрая
утомляемость и, как следствие, ограниченная работоспособность
2.
Повышенная
эмоциональная чувствительность, ранимость, раздражительность, обидчивость
3.
Повышенный
уровень тревожности
Это является следствием не только
специфики межполушарной асимметрии, но и попыток переучивания, которых не
избежали многие дети – левши. Насильственное переучивание левшей, а тем самым
принудительное изменение сложившейся системы головного мозга, как правило,
ведет к негативным последствиям. Ребенок может стать раздражительным,
вспыльчивым, капризным, плаксивым. Бывают нарушения сна, потеря аппетита,
головные боли, тики, жалобы на усталость в правой руке, повышенная утомляемость
и снижение работоспособности.
Рекомендации для взрослых.
При работе с ребенком – левшой
необходимо отказаться от
переучивания, т. к. произвольная смена ведущей руки приводит к грубому
вмешательству в тончайшие механизмы деятельности мозга. Последствия такого вмешательства
невозможно проконтролировать.
Необходимо развивать согласованного действия обеих рук. Здесь могут быть
рекомендованы игры и упражнения с мячом, занятия плаванием, лепкой, вышиванием,
вязанием, плетением макраме и прочие виды деятельности, развивающие координацию
движений пальцев, кистей рук. Такие занятия по развитию моторики и
зрительно-моторной координации должны быть ежедневными и занимать 15-20 минут.
При работе за столом свет должен падать с правой стороны. Располагая детей на
занятии целесообразно посадить левшу так, чтобы доска находилась от него
справа, это снизит вероятность ошибок зрительного восприятия, которые
обусловлены левосторонним игнорированием пространства. Посадка при письме
стандартная, но выдвинуто немного вперед не правое, а левое плечо. Можно
рекомендовать расположение тетради или листа бумаги таким образом, чтобы
верхний правый угол лежал с наклоном вправо, а верхний левый угол располагался
напротив груди.
Родителям и педагогам не следует акцентировать внимание
ребенка на его леворукости. Отличаясь чувствительностью, ранимостью,
хорошим пониманием социальных норм, ребенок чрезвычайно нуждается в сочувствии
и принятии. Задача взрослого - развить в нем чувство оптимизма, уверенности в
себе, самоценности, активного отношения к жизни.
Принимая во внимание повышенную
энергоемкость протекания психических процессов у левшей, и как следствие
быстрые утомляемость и истощаемость нервной системы, необходимо придерживаться установленного режима
дня и следить затем, чтобы ребенок не переутомлялся.
Некоторые дети-левши лучше усваивают
учебный материал, представленный в виде зрительных образов, другая часть детей
лучше запоминает объяснения, а третья - образные сравнения.
Работа по формированию рядов должна
осуществляться систематически в различных видах деятельности. При этом
обращается внимание на направления
ряда - слева направо. Маркированная браслетом рука служит ориентиром, от
которого нужно начинать ряд. Здесь может использоваться мозаика, выкладывание
различных узоров, при соблюдении правила - начинать выкладывать с левого
верхнего угла по направлению к правому верхнему углу, затем, как бы перейдя на
нижнюю строку, продолжать узор от левого края к правому, по такой же схеме как
осуществляется письмо и чтение.
Левшам рекомендуется заниматься
декоративным рисованием, аппликацией, которое основано на ряде и чередовании
элементов.
Занимаясь с ребенком пересчитыванием
предметов необходимо так же следить за лево-правосторонним направлением ряда.
Можно проводить зрительный диктант, для которого могут использоваться
геометрические фигуры, различные картинки и т. п.
Он проводится следующим образом:
- ребенок рассматривает образец (ряд фигур или
изображение предметов).
- перечисляет их несколько раз, запоминая
последовательность (слева направо);
- образец закрывается, и ребенок по памяти
воспроизводит этот ряд из индивидуального раздаточного материала;
- образец открывается и проверяется правильность
выполнения.
Полезно предлагать ребенку -
левше разложить и составить рассказ по серии сюжетных картинок, опять же
соблюдая лево-правосторонние направление. Для закрепления логической
последовательности событий, на зрительной основе можно предложить ребенку
делать вместе с взрослым схематичные рисунки, отображающие развертывание этих
событий. При наличии зеркальности в рисунках необходимо на это обращать
внимание ребенка.
При обучении леворукого ребенка письму и
чтению необходимо учитывать присущие ему затруднения. При появлении
"зеркального" написания букв следует учитывать, что ребенок – левша
лучше запоминает зрительные образы, объяснения или же образные сравнения.
Поэтому к «зеркальным» буквам ребенок сам может подобрать образ или сравнение и
следить за правильностью написания букв в соответствие с образом.
При выполнении письменных заданий фиксируется место начала записи,
прослеживается соблюдение строки. Целесообразно уделить внимание развитию
фонематического анализа, слово представляет из себя ряд звуков, и
несформированность ряда может стать причиной дисграфических ошибок. Так же
следует вести работу по соблюдению
правильной последовательности и количества букв в слове и
ошибок на уровне предложения.
При чтений левши нередко теряют строку и
делают попытки читать не последовательно в нужном направлении, а справа налево,
или из середины текста. Во избежание таких проявлений внимание ребенка
необходимо обратить на место начала чтения, можно закрыть текст и открывать только читаемый слог.
Сначала это делает взрослый, затем сам ребенок, пока не автоматизируется нужное
направление и темп слежения за строкой.
Для
подготовки к письму, педагоги и родители во время индивидуальных занятий могут
использовать специальные прописи для леворуких детей (Безруких М.М. «Прописи
для первоклассников с трудностями обучения письму и леворуких детей». – М.:
Издательство «Ювента», 2007; Дубнова С. Ф., Паншина И. А. «Пропись для
леворуких детей», - г.Ульяновск, ГУП
"Облтип."Печатный двор", 2001 г.).
Отличия от обычных прописей:
·
весь
материал (образцы) пишется и демонстрируется с правой стороны по отношению к
ученику для расширения зрительной зоны
·
начало
и конец строки помечаются специальным значком
·
направление
письма показано стрелкой
·
прямое
без наклона написание букв
Все занятия нужно проводить
систематически, но их продолжительность не должна превышать 10 - 15 минут.
Принимая во внимание повышенную энергоёмкость протекания психических процессов
у левшей, а как следствие быстрые утомляемость и истощаемость нервной системы,
взрослые должны следить, чтобы ребёнок не переутомлялся.
При обучении левши, следует построить
общение с ребёнком таким образом, чтобы не акцентировать его внимание на
леворукости и вместе с тем создать условия для проявления и развития его
индивидуальности.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 07.10.2024
Дата обновления: 07.10.2024
Дата публикации: 23.09.2024