07.02.2024
Уважаемые родители!
С целью разъяснения
порядка реализации мероприятий индивидуальных программ реабилитации и
абилитации в образовательных организациях предлагаем следующую информацию.
Индивидуальная
программа реабилитации и абилитации (далее − ИПРА) ребенка-инвалида — это
комплекс оптимальных для ребенка реабилитационных мероприятий, включающий в
себя отдельные виды, формы, объёмы, сроки и порядок реализации медицинских,
профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление,
компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию
способностей ребенка-инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
ИПРА ребенка-инвалида
разрабатывается при проведении медико-социальной экспертизы (далее − МСЭ)
исходя из комплексной оценки ограничений жизнедеятельности, реабилитационного
потенциала на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых,
профессионально-трудовых и психологических данных и утверждается руководителем
бюро МСЭ.
Родителям (законным
представителям) ребенка, признанного инвалидом, сотрудниками учреждений МСЭ
выдаются справка, подтверждающая факт установления инвалидности, и ИПРА.
Выписка из ИПРА по каналам межведомственного взаимодействия передается в
образовательную организацию, в которой обучается ребенок-инвалид.
В соответствии с
действующим законодательством руководитель образовательной организации не имеет
права на реализацию мероприятий ИПРА без письменного согласия родителей
(законных представителей) ребенка.
Отказ родителей
(законных представителей) ребенка-инвалида от ИПРА в целом или от реализации
отдельных ее частей освобождает соответствующие органы местного самоуправления
и организации от ответственности за ее исполнение и не дает права на получение
компенсации в размере стоимости реабилитационных мероприятий, предоставляемых
бесплатно. Отказ родителей (законных представителей) от реализации мероприятий
ИПРА оформляется в письменном виде.
Для исполнения
мероприятий ИПРА родители (законные представители) ребенка после получения
справки МСЭ и ИПРА обращаются к руководителю образовательной организации, в
которой обучается ребенок, с письменным заявлением о желании реализовать право
на проведение мероприятий, рекомендованных в ИПРА, копиями справки МСЭ и ИПРА.
Администрация
образовательной организации разрабатывает план реализации мероприятий в рамках
имеющихся в данной образовательной организации возможностей одним из двух
способов:
1) Индивидуальный
учебный план (в случае, если в ИПРА не предусмотрена адаптированная
образовательная программа или родители (законные представители) отказались от
обучения ребенка по адаптированной образовательной программе в письменной
форме). Индивидуальный учебный план включает описание коррекционной работы с
обучающимся;
2) Адаптированная
образовательная программа (в случае наличия заключения ПМПК с рекомендацией
обучения ребенка по адаптированной образовательной программе и наличия
письменного согласия родителей (законных представителей) на обучение ребенка по
адаптированной образовательной программе). При наличии в ИПРА рекомендации
обучения ребенка по адаптированной программе родители (законные представители)
самостоятельно или через образовательную организацию осуществляют запись на
консультацию в психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК). Копию
заключения ПМПК представляют в образовательную организацию для разработки
адаптированной образовательной программы в соответствии с указанным вариантом
программы.
Родители (законные
представители) ребенка под роспись знакомятся с индивидуальным учебным планом
или адаптированной образовательной программой.
Анализ динамики
развития ребенка и уровень школьной успешности осуществляется
психолого-педагогическим консилиумом образовательной организации один раз в
квартал. Изменение условий получения образования (в рамках возможностей,
имеющихся в данном образовательном учреждении) осуществляется по заключению
консилиума и с письменного согласия родителей (законных представителей).
При возникновении
вопросов по реализации мероприятий ИПРА вы можете обратиться по телефонам:
По созданию условий
для обучения ребенка, выполнению мероприятий в образовательной организации 371-66-16, Владимирова Елена
Юрьевна, главный специалист Департамента образования
По оказанию
психологической помощи детям и родителям (законным представителям) 251-29-04, МБУ «Екатеринбургский Центр
психолого-педагогической поддержки несовершеннолетних «Диалог»
По коррекции нарушений
в развитии ребенка 300-19-27, Территориальная
муниципальная психолого-медико-педагогическая комиссия.