Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Материально-технические
условия в МБДОУ детском саду № 421 направлены на охрану и
укрепление здоровья детей, а также на их всестороннее развитие с учётом
возрастных и индивидуальных особенностей.
Оснащение и
оборудование, а также организация пространства соответствуют
санитарно-гигиеническим, педагогическим и эстетическим нормам. Развивающая
предметно-пространственная среда в группах и кабинетах организована в
соответствии с требованиями к дошкольным образовательным учреждениям и
реализуемым программам.
Пространство
групповых организовано в виде центров детской активности,
оснащенных развивающим материалом. Оснащение центров меняется в соответствии с
тематическим планированием образовательного процесса и интересами детей. В
групповых помещениях имеется игровой материал для сюжетно-ролевых игр,
познавательного, интеллектуального, речевого развития детей, музыкального
развития, продуктивной и творческой деятельности, игрушки и оборудование для
игр во время прогулок. Для охраны и укрепления здоровья детей в каждой группе
созданы центры здоровья, оснащенные физкультурно-игровым оборудованием. В
групповых комнатах предусмотрено пространство для самостоятельной двигательной
активности детей. Мебель соответствует росту и возрасту детей, игрушки
обеспечивают максимальный для каждого возраста развивающий эффект. Создаются
условия для совместной и индивидуальной активности детей: в групповых
помещениях имеются «центры уединения». Игрушки и оборудование доступны детям (в
том числе и детям с ограниченными возможностями здоровья). Помещения эстетично
оформлены, создана обстановка, которая обеспечивает психологически комфортное
пребывание детей в детском саду. Имеются в наличии специальные технические
средства обучения коллективного и индивидуального пользования: проекторы,
интерактивные доски.
Пространство
внутри здания оформлено в виде познавательных
центров и выставок:
ü «Мини-музей русской избы» — здесь
проводятся занятия, направленные на нравственное, духовное и патриотическое
воспитание детей. В ходе этих занятий дети смогут обогатить свою разговорную
речь и расширить словарный запас. В музее представлено множество предметов,
отражающих эпоху прошлых лет, все экспонаты являются подлинными, которым почти
100 лет.
ü
Краеведческий мини-музей «Моя
страна — мой край!»
В экспозициях этого
музея собраны разнообразные экспонаты, связанные с Уралом, Свердловской
областью, городом Екатеринбургом и нашей Родиной — Россией. Весь материал
систематизирован в три блока:
1. Блок «Урал —
опорный край державы!»: В этом блоке представлен интересный и познавательный
наглядно-демонстрационный материал, который отражает: историю, достижения и
символы города Екатеринбурга; творчество уральского писателя П. П. Бажова; коллекции
камней «Уральские самоцветы»; предметы декоративно-прикладного и камнерезного
искусства.
2. Блок «Россия —
священная наша держава!»: знакомство детей старшего дошкольного возраста с
государственными символами и традициями, воспитываем у них толерантное
отношение и уважение к многонациональной культуре народов России. В этом блоке
можно увидеть: государственные символы России; коллекционные куклы «Народы
России»; коллекционные куклы «Почтальоны России»; коллекционные куклы «Виды
спорта»; спортсмены, прославившие наш город, Екатеринбург», и многое другое.
3. Блок «Великий
подвиг великого народа!»: являясь кандидатами ВВПОД «Юнармия», мы уделяем
особое внимание гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников. В этом
блоке представлен материал, который знакомит старших дошкольников с Защитниками
нашей Родины, их подвигами во имя России. На их примерах мы воспитываем чувства
патриотизма и гордости за свою страну. Блок систематизирован по темам: День
Победы; Урал в годы Великой Отечественной Войны; Специальная военная операция; Учебная
спортивно-патриотическая «Богатырская застава»; ВВПОД «Юнармия»; Сенсорная
комната; «Центр безопасности дорожного движения»; «Центр пожарной
безопасности».
ü Мини-музей «Промыслы мастеров. Его величество - дерево» — это не только коллекция экспонатов, но и обширный методический материал
для проведения увлекательных занятий, развивающих игр и чтения художественной
литературы.
В экспозиции представлены образцы деревьев в виде спилов, плоды, гербарии,
изделия из дерева, бересты и соломы, а также наглядно-дидактический и демонстрационный
материалы.
Основные задачи мини-музея — познакомить детей с уникальными свойствами и
возможностями использования дерева в быту, его ценностью в жизни людей;
познакомить с профессиями столяра и плотника; продемонстрировать разнообразие
изделий из дерева, соломы и бересты; развить познавательную активность и
художественно-эстетическое восприятие окружающей действительности у
дошкольников; а также воспитать ценностное отношение к природе.
ü «Мой друг светофор» — в холле детского сада была
создана тематическая композиция, которая отражает элементы города, транспорт и
работу инспекторов ГИБДД. Педагоги знакомят детей с правилами дорожного
движения и объясняют, как вести себя безопасно на улице и дороге, а также
рассказывают о различных видах транспорта.
ü «Юный пожарный» интерьер холла оформлен в виде ярких тематических
развивающих панелей. В оформлении присутствуют элементы города, пожарной
станции, водонапорной башни, гидранта, пожарной машины и, конечно, самого
пожарного.
Педагоги знакомят воспитанников с правилами безопасного поведения, что способствует развитию их практического опыта и познавательной активности.
ü Сенсорная комната — это пространство, созданное с использованием различных элементов, которые воздействуют на чувства человека: зрение, обоняние, осязание, слух и вестибулярный аппарат. Эти элементы обеспечивают ощущение безопасности, умиротворения и комфорта.
На
территориирасполагаются оборудованные прогулочные площадки,
спортивная площадка, «Познавательная экологическая тропа» – специально
оборудованная в образовательных и воспитательных целях природная территория,
маршрут, проходящий через различные природные объекты, имеющие эстетическую,
природоохранную ценность, на котором дети получают информацию о них.
Экологическая тропа включает в себя ряд самых
разнообразных объектов растительного и животного мира, видовые ландшафтные
композиции, малые архитектурные формы.
В летний период оформляются тематические сказочные полянки, где происходит знакомство с героями и сюжетом сказок: «Уральские самоцветы», «Источник жизни!», «Уральская Каисса!», «Сказка Царевна лягушка», «Колобок в поисках прав!» работа с экологическими знаками, «Путешествуйте с нами по Уралу!», «Во саду ли в огороде» (огород, теплица, сад), «Полянка открытий Айболита» опытно-экспериментальный участок, «Деревенское подворье бабушки Прасковьи» «Альпийская горка - Круглый год!», «Певчие избранники России», «Ромашковое поле», «Над водой, под водой» (рыбы и насекомые Урала), Музыкальная площадка «Полянка встреч», «Волшебный город эмоций!», «Чудесный мир сказок», «Невиданный мир чудес». Дети с интересом рассматривают Весёлых гномов, которые приглашают нас от одной сказочной полянки к другой. Путешествие в любую сказку вызывает у детей восторг и удивление. Здесь мы проводим познавательные беседы, наблюдения и развлечения на соответствующий сюжет.
С целью обеспечения доступа в здание образовательной
организации вход оборудован кнопкой вызова сотрудника, таблицей с информацией
об учреждении шрифтом Брайля.
Оборудованные учебные кабинеты
Наименование учебных кабинетов |
Количество |
Площадь, м2 |
|
1 |
Групповые комнаты |
11 |
669 |
2 |
Музыкальный зал |
1 |
92,5 |
3 |
Физкультурный зал |
1 |
56 |
4 |
Логопедический кабинет |
1 |
10,4 |
5 |
Кабинет педагога-психолога |
1 |
18,1 |
6 |
Сенсорная комната |
1 |
7,4 |
7 |
Методический кабинет |
1 |
38,1 |
8 |
«Мини-музей русской избы» |
1 |
11,3 |
9 |
Кабинеты для дополнительных
занятий |
1 |
20,4 |
Объекты для проведения практических занятий
Практические
занятия проводятся в групповых помещениях и на территории МБДОУ детского сада №
421.
№ п/п |
Наименование оборудованных объектов для проведения занятий |
Количество |
1 |
Групповые комнаты |
11 |
2 |
Музыкальный зал |
1 |
3 |
Физкультурный зал |
1 |
4 |
Логопедический кабинет |
1 |
5 |
Кабинет педагога-психолога |
1 |
6 |
Сенсорная комната |
1 |
«Мини-музей русской избы» |
1 |
|
8 |
Кабинеты для дополнительных занятий |
1 |
9 |
Спортивна площадка |
1 |
10 |
Прогулочный участок |
11 |
11 |
Опытно-экспериментальный участок «Полянка открытий Айболита» в летний
период |
1 |
12 |
Музыкальная площадка «Полянка встреч» в летний период |
1 |
Библиотека
В МБДОУ
детском саду № 421 отсутствует отдельное помещение для библиотеки. Книжный фонд
находится в методическом кабинете, где представлены учебно-методические и
справочные издания, а также периодические печатные издания.
В каждой
группе имеется комплект детской художественной литературы, соответствующей
возрастным особенностям детей, а также учебно-методические материалы,
соответствующие реализуемым образовательным программам. В группах для детей
созданы «Книжные центры», которые предоставляют доступ к библиотечным ресурсам.
Фонд
художественной литературы составляет 1 270 экземпляров, учебно-методической
литературы — 683 экземпляра, а справочной литературы — 200 экземпляров.
Объекты спорта
В МБДОУ детском
саду № 421 имеется физкультурный зал и спортивная площадка для проведения
физкультурных занятий:
Физкультурный зал оборудован следующим инвентарём и оборудованием: гимнастическая стенка;
гимнастическая доска; две гимнастические скамейки; стойки и планки для прыжков;
инвентарь для выполнения физических упражнений (мячи, мешочки с песком, обручи,
ленточки, гимнастические палки, кубики, погремушки, шнуры и т. д.); спортивные
тренажёры; две баскетбольные стойки; мячи-фитболы; гимнастические мячи; обручи;
дуги для подлезания; батут; степ-платформы; мягкие модули; переносное
оборудование (горка-скат, лестницы); дополнительные пособия в виде зрительных
ориентиров (плоскостные дорожки, геометрические фигуры и т. д.).
Спортивная
площадка оборудована спортивным комплексом (скалодром, стена с зацепами, шведская стенка, кольца,
канат, турник, рукоход), балансиры, стойки для метания, лабиринты, бум,
воротики для подлезания, нетрадиционное выносное оборудование (мешочки, бутылки
с песком, гири, метелочки, веревочки).
Для всех
возрастных групп имеются игровые прогулочные площадки, оборудованные
стационарным игровым и физкультурным оборудованием в соответствии возрасту
детей.
Специальных
приспособлений для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями в физкультурном зале и на
спортивной площадке нет.
Средства обучения и воспитания
Учебно-методическое
обеспечение соответствует требованиям основной общеобразовательной программы —
образовательной программе дошкольного образования. В группах достаточно
игрового оборудования и дидактических материалов. Образовательное пространство
оснащено необходимыми средствами обучения и воспитания, включая технические, а
также соответствующими материалами, игровым, спортивным и оздоровительным
оборудованием и инвентарем, которые соответствуют особенностям образовательной
программы.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям
Доступ
к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, включая
интернет, осуществляется в рамках договора с ПАО «Ростелеком». Пропускная
способность составляет 30 мегабит в секунду.
Административный
и педагогический персонал имеют доступ к информационным системам и сетям,
включая интернет. У обучающихся такого доступа нет. В учреждении к сети
интернет подключены семь компьютеров, локальной сети не предусмотрено.
Образовательное
учреждение располагает официальным сайтом, на котором доступна версия для
слабовидящих.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся
В Учреждении
используются следующие категории электронных образовательных ресурсов:
- электронные
образовательные ресурсы федеральных образовательных порталов, предназначенные
для некоммерческого использования в системе образования Российской Федерации;
- учебные
электронные издания, приобретаемые для комплектации медиатек;
- аудиальные
средства (аудиокниги, звукозаписи и др.), аудиовизуальные средства
(слайд-фильмы, мультфильмы, обучающие видеофильмы, интерактивные игры,
интерактивные экскурсии, электронные учебные пособия и др.);
-программное
обеспечение для системы образования;
- ресурсы,
разработанные педагогами.
В Учреждении
использование цифровых электронных образовательных ресурсов направлено на
создание условий для развития дошкольников и их подготовки к обучению в системе
начального общего образования.
К электронным образовательным ресурсам обеспечен
доступ обучающихся, в том числе для инвалидов и лиц с ограниченными
возможностями здоровья.
Специальные условия для получения образования инвалидами и лицами с
ограниченными возможностями здоровья
В
соответствии со статьей 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации» в учреждении созданы специальные
условия для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья
и инвалидами (детьми-инвалидами).
Эти условия
включают в себя:
Адаптацию
содержания образования — использование адаптированных образовательных программ, методов и средств
обучения и воспитания, учитывающих особенности психофизического развития и
состояние здоровья таких обучающихся.
Групповые и
индивидуальные коррекционные занятия — для тех, кто в них нуждается.
Обеспечение
учебниками, пособиями и дидактическими материалами — специальными изданиями для таких
обучающихся.
Специальные технические средства обучения — как коллективного, так и индивидуального пользования.
Помощь
ассистента (помощника) — в случае необходимости.
Переводчики — для тех, кто не может общаться с
окружающими на вербальном уровне.
Обеспечение
доступа в здания и
помещения учреждения.
Другие
условия,
необходимые для освоения образовательных программ лицами с ограниченными
возможностями здоровья и инвалидами, в соответствии с рекомендациями
психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).
Обеспечение доступа в здания образовательной организации, в том числе в общежитие, интернат, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Вход в объект оборудован кнопкой вызова персонала, который оказывает необходимую техническую помощь инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья. На входной калитке размещена табличка с дублированием надписей вызова персонала рельефно-точечным шрифтом Брайля. Вход также оснащён видеодомофоном.
Доступ в здание для инвалидов и других маломобильных граждан осуществляется при сопровождении персонала. Приказом ежегодно назначаются работники, ответственные за сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, а также за оказание им ситуационной помощи при предоставлении государственных услуг.
В учреждении имеется кресло-коляска для ребёнка-инвалида. Также заключён договор на предоставление учреждению сменного кресла-коляски при условии обучения двух и более детей.
На входной группе территории учреждения оборудована стоянка для автотранспортных средств инвалидов.
Отсутствуют: система водоотвода ливневых вод с козырька над главным входом и над прочими входами; предупреждающие тактильные наземные указатели о наличии лестничных маршей; напольные метки; пандус или подъёмное устройство; дублирующие лестничные марши, обеспечивающие доступ к входной двери; вывески с наименованием учреждения с использованием шрифта Брайля;пиктограммы; электронные носители статической и динамической информации (табло, большие экраны, дисплеи и т. п.); средства, дублирующие звуковую информацию и устройства сурдоперевода; информационная поддержка системы «Говорящий город», обеспечивающая инвалидам категории «С» информацию о путях движения и расположении функциональных зон учреждения; устройства для закрепления инвалидных колясок на территории учреждения.
Промежуточная
площадка входной группы не имеет поперечного уклона в 1 % для отвода ливневых
вод, в результате чего происходит скапливание воды (образование луж) в
неровностях покрытия. Промежуточная площадка имеет покрытие, не обеспечивающее
надёжное сцепление подошвы с поверхностью пола.
Вход в
здание оборудован
кнопкой вызова персонала, который оказывает необходимую техническую помощь
инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья. На стене здания слева
расположена табличка с дублированием надписей вызова персонала, выполненная
рельефно-точечным шрифтом Брайля.
При входе в учреждение предусмотрены контрастные ступени (нижняя и верхняя выделены жёлтым цветом) для слабовидящих людей. Также оборудован переносной пандус с перилами для маломобильных граждан. На лестничных маршах входных групп установлены поручни и дополнительные разделительные поручни.
Отсутствуют:бортики у открытых краёв лестниц высотой 0,02 метра для предотвращения соскальзывания трости и ноги; указатели направления движения до главного входа; место для нахождения собаки-поводыря.
Здание не соответствует требованиям (ширина дверного проёма и размер тамбура входной группы не соответствуют требованиям). Отсутствует конструктивная возможность установки оборудования для организации самостоятельного входа в здание и выхода из него.
Пути движения внутри объекта
В учреждении предусмотрена система навигации, которая поможет посетителям ориентироваться внутри здания.
Справа и слева от входа расположены зоны отдыха с мягкими диванчиками, выставками, журналами и книгами для чтения. Также доступна питьевая вода для детей и посетителей.
На лестничном пролёте, ведущем на второй этаж, установлены контрастные ступени, нижняя и верхняя из которых выделены жёлтым цветом. Это сделано для удобства людей с ограниченными возможностями зрения. Перед первой ступенью лестницы размещена тактильная плитка «Зона повышенного внимания», которая указывает на необходимость остановиться перед опасным объектом. Разметка запрещает дальнейшее движение, информируя о наличии препятствия, которое может угрожать инвалиду. Поручни имеют рельефные обозначения.
Для дублирования названий кабинетов и путей эвакуации установлены таблички с надписями, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля на контрастном фоне.
В учреждении отсутствует тифлотехника, напольные метки, устройства для закрепления инвалидных колясок и пандус или подъёмное устройство.
Покрытие пола первого этажа (холл, коридоры) выполнено керамической плиткой, которая не обеспечивает надёжного сцепления подошвы с поверхностью пола.На первом этаже имеются перепады высот пола и резкий перепад между нижней кромкой съезда и уровнем пола.
Зона целевого назначения объекта в случае необходимости инвалидам по слуху должны быть предоставлены услуги с использованием русского жестового языка. Это включает в себя обеспечение допуска на объект сурдопереводчика, тифлопереводчика, а также предоставление услуг тьютора.
Учреждение заключило договор о сотрудничестве при условии обучения ребёнка-инвалида. В рамках этого договора учреждению будет предоставлен тьютор.
В штатном расписании учреждения отсутствуют должности сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.
Санитарно-гигиенические зоны данные приспособления требуют капитальный ремонт для установки расширенного проема, а также установки распашной двери без порога.
Система информации и связи оборудование в учреждении устройств звуковой информацией для инвалидов по слуху для дублирования зрительной информации отсутствует.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В
МБДОУ детский сад № 421 имеются специальные технические средства обучения,
предназначенные для коллективного и индивидуального использования инвалидами и
лицами с ограниченными возможностями здоровья. К числу таких средств относятся:
1.
Четыре мультимедийных проектора.
2.
Интерактивный программно-аппаратный комплекс, состоящий из семи единиц
оборудования.
3.
Логопедический тренажер «Дэльфа-142.1» для работы над устной речью. Этот
тренажер включает в себя 32 оптимизированных упражнения по коррекции звуков. Он
может работать как с обычным компьютером, оснащенным клавиатурой и мышью, так и
с планшетом, интерактивной доской или столом.
4.
Сенсорный интерактивный развивающий логопедический комплекс «Теремок» с
программным обеспечением и микрофоном. Этот комплекс позволяет работать с
любыми речевыми единицами — от звука до текста — и решать разнообразные
логопедические задачи: от коррекции речевого дыхания и голоса до развития
лексико-грамматической стороны речи. Он вносит игровые элементы в процесс
коррекции речевых нарушений, позволяет многократно повторять необходимые
упражнения и речевой материал, использовать разнообразные стимульные материалы,
такие как картинки, буквы, слоги, слова, предложения и звучащую речь. Комплекс
может работать на разных уровнях сложности, в зависимости от возможностей
ребенка, и одновременно с логопедической работой осуществлять коррекцию
восприятия, внимания и памяти.
5.
Интерактивный развивающий комплекс «Умное зеркало» для развития речи и
устранения речевых дефектов. Во время занятий с этим комплексом ребенок
выполняет упражнения по дыханию, артикуляции и произношению звуков. В комплект
оборудования входит игровой комплекс для логопедических занятий, включающий
более 60 интерактивных игр и дидактических материалов, которые помогают выявить
и исправить речевые дефекты. Занятия с зеркалом способствуют коррекции и
устранению дефектов речи, пополнению словарного запаса и закреплению
пройденного материала.